Произошло это потому, что за последнее время в американо-немецких отношениях накопилось изрядное количество проблем и взаимных претензий, а лично Трамп большинству граждан ФРГ не симпатичен. Как в сложившихся условиях будут развиваться отношения Германии и Соединенных Штатов — разбиралась «Лента.ру».
Не все так гладко
О том, что никакой личной химии между Дональдом Трампом и Ангелой Меркель не возникнет, было понятно задолго до их первой официальной встречи. Еще в 2015 году, когда журнал Time назвал немецкого канцлера человеком года, Трамп в Twitter сухо заметил, что титул достался политику, «разрушающему Германию». А уже будучи президентом, миллиардер назвал проводимую Меркель политику открытых дверей для беженцев «катастрофической ошибкой».
Объектом беспощадной критики Трампа стало отношение немцев к членству в НАТО. Американский лидер напомнил, что участники блока обязаны тратить на оборону два процента ВВП. В настоящее время из 28 членов Североатлантического альянса лишь пятеро (включая сами США) выполняют эту норму. Если бедная Эстония и пребывающая в кризисе Греция могут тратить сколько положено, то почему процветающая Германия — нет?
Обсудить этот и многие другие вопросы Меркель и Трамп должны были во время визита немецкого лидера в Вашингтон. По итогам трехчасовых переговоров госпожа канцлер дипломатично заметила, что она довольна и приемом и самой беседой с визави. Однако у наблюдателей сложилось впечатление, что встреча прошла не слишком гладко и противоречия сняты не были. Ярким штрихом стал эпизод, когда Трамп во время протокольной съемки перед началом переговоров отказался пожать руку Меркель.
А на следующий день после завершения визита немецкого канцлера хозяин Белого дома и вовсе предъявил счет Берлину, написав в Twitter, что «многие страны в прошедшие годы задолжали США внушительные денежные суммы, и эти государства должны выплатить накопленные долги». The Sunday Times даже назвала конкретную сумму, которую, по мнению Вашингтона, Берлин якобы должен НАТО (читай: США) за оборону — 375 миллиардов долларов.
Это вызвало крайне негативную реакцию немецкой элиты. Глава немецкого МИД Зигмар Габриэль назвал абсурдным предположение, что в ближайшие несколько лет Германия будет тратить на бундесвер 70 миллиардов евро. Министр добавил, что Берлин готов делать больше для обеспечения безопасности, однако немецкие власти не считают, что это должно сводиться к повышению расходов на оборону.Обозреватель Deutsche Welle Бернд Ригерт в свою очередь написал: «Надеюсь, канцлер ФРГ напомнила несведущему президенту, что Берлин уже не одно десятилетие оплачивает функционирование различных американских военных учреждений на территории ФРГ. Речь идет о миллиардных суммах».
Еще один вопрос, волнующий немцев, — отношение Трампа к Евросоюзу. «Совершенно неважно, будет существовать ЕС или же развалится. Вы смотрите на Евросоюз и видите Германию, это просто инструмент для Германии», — откровенно заявлял 45-й президент США .
«Трамп абсолютно открыто приветствовал Brexit, против которого активно выступала ФРГ, как крупнейшая страна Евросоюза. В Германии боятся, что США будут выступать за распад Евросоюза. Немцы не понимают, насколько США и дальше заинтересованы в Европе», — сообщил ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Кокеев.
Тревожит Берлин и отношение Трампа к глобализации и существующим правилам свободной торговли. Едва заселившись в Белый дом, он похоронил один из главных международных проектов своего предшественника — создание Транстихоокеанского торгового партнерства и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства.
Неприятный осадок остался и после обещания Трампа ввести 35-процентный налог на ввоз в США автомобилей немецких марок. Учитывая, что Соединенные Штаты — главный торговый партнер Германии (двусторонний товарооборот превышает 173 миллиарда долларов в год), к угрозам ввести ограничительные меры там отнеслись серьезно.
Неизбежные партнеры
Тем не менее отношения Берлина и Вашингтона остаются стабильными. Дело в том, что обе стороны, несмотря на обилие взаимных претензий, нуждаются друг в друге. Для Германии США остаются гарантом безопасности. За годы пребывания под зонтиком НАТО немцы совершенно разучились обеспечивать свою оборону. К тому же, как уже было отмечено, Берлин не хочет увеличивать свои военные расходы, а экономить в этой сфере можно лишь одним образом — делегировав большую часть связанных с безопасностью вопросов американцам.
Еще одна проблема — взаимодействие Берлина с соседями по Евросоюзу. С одной стороны, поддержка со стороны Вашингтона добавляет ему политического веса (это особенно важно, когда речь идет о переговорах с такими строптивыми странами, как Польша). С другой — то, что у Германии есть патрон в лице США, действует на европейцев успокаивающе.
«Немцев подозревают в желании стать гегемоном ЕС, многие страны союза это пугает, — говорит председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. — А если Берлин демонстрирует приверженность принципам атлантизма и готовность следовать в фарватере Соединенных Штатов, ситуация уже не кажется такой пугающей».
Аналогичного мнения придерживается и директор Центра комплексных европейских и международных исследований факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев. «После Brexit Берлин становится единоличным лидером ЕС. Поддержка Вашингтона ему нужна, чтобы эффективнее взаимодействовать с другими европейскими столицами и уверенно вести переговоры с Лондоном об условиях развода», — считает политолог.
Что касается США, то они привыкли видеть в Берлине один из главных центров силы в Европе, который готов быть проводником их влияния. Что же касается озвученных Трампом претензий и угроз, то относиться к ним стоит со скепсисом. «То, что немцы задолжали Вашингтону за оборону, не Трамп придумал. Просто он в свойственной ему манере, резко и вслух это все высказал.
Цифры, которые якобы Трамп передал Меркель, взяты с потолка. Это примерно как калькуляция стран Прибалтики на тему, сколько Россия им должна за годы оккупации. Всерьез это никто, конечно, не воспринимает», — уверен Лукьянов.
«США нужен такой Европейский союз, который будет работать в соответствии с американскими экономическими интересами. Обеспечить это проще всего при посредничестве Берлина», — полагает Бордачев.
Правда, по словам эксперта, хотя США и Германия заинтересованы в поддержании хороших отношений друг с другом, степень этой заинтересованности разная. «Соединенные Штаты нужны их партнерам в Европе гораздо больше, чем эти партнеры американцам. У Вашингтона есть выбор, с кем в ЕС взаимодействовать, а европейцам США заменить некем», — резюмировал Бордачев.