Такие выводы он сделал после участия в недавней дискуссии Института философии и социологии Латвийского университета, речь на которой шла о самоидентификации проживающих в Латвии этнических миноритариев - русских, евреев, цыган и других. О том, что их объединяет, что создает их принадлежность к государству, в котором они проживают, как рассказы о родине передаются следующим поколениям, как эти этнические группы ощущают свою общность. По словам Спруде, участниками мероприятия были молодые интеллигентные люди, интегрированные в латышскую среду.
Одна из участвующих в дискуссии русскоязычная девушка, являющаяся магистром филологии, признала, что русскую общину никакие памятные места, захоронения, фольклор или литература не объединяют так, как празднование 9 мая.
При этом, по ее словам, вовсе не обязательно ходить с георгиевской ленточкой или приезжать к Памятнику Победы в Задвинье. При этом у каждого могут быть свои мотивы для празднования этой даты - для кого-то это "победа над фашизмом", для кого-то - победа СССР или России, а кто-то отмечает в этот день победу России над Европой, хотя это и абсурдно.
По словам публициста, не выдерживает никакой логики тот факт, что это единственное мероприятие, которое может объединять этих людей, независимо от того насколько критично они оценивают советские годы или происходящие сейчас в России процессы.
По словам Спруде, как это не парадоксально, но русская община не понимает, что значит эта дата для коренного населения, что для латышей этот праздник не идентифицируется с Латвийским государством, так как это праздник совсем другой страны.
"Примечательно, что в последние года с приближением этой даты в российских СМИ появляются критические статьи о сомнительных достижениях Советского Союза во Второй мировой войне, тогда как в латвийской русскоязычной прессе таких материалов не найти. Значит для латвийских русскоязычных этот праздник имеет большее сакральное значение, нежели для россиян ", - пишет Спруде.
По словам журналиста, еще одно признание, которое выявилось в ходе дискуссии с представителями этнических меньшинств в Латвии, так это то, что абсолютное большинство русскоязычных Латвии никогда не жило в той "довоенной Латвии", многие предки которых прибыли сюда после Первой мировой войны, в 20-30 годы. К сожалению, для них понятие "та Латвия" не говорит ни о чем, и им не с чем сравнивать.
Что касается 9 мая, то, по мнению публициста, на данный момент у латвийских русскоязычных другой альтернативы нет. "Русскоязычные 9 мая в Пардаугаве демонстрируют свою культурную, символическую власть. Как подчеркнула магистр философии, это своеобразная манифестация общины", - заключает Спруде.