Он таким образом «повышает ставки». И когда затем он откажется от идеи формирования коалиции на четверых, то изобразит из себя жертву и потребует «компенсации». Фактически первую «компенсацию» он уже озвучил — нынешний и будущий премьер хочет увеличить число министров. Прежде всего он предлагает создать, напомним, пост министра по политике в области климата, окружающей среды и энергетики.
Понятно, что «ТБ-Visu Latvijai” это не очень нравится, поскольку они рассчитывали и дальше контролировать суперминистерство — экономики (Илзе Индкрисоне), в ведении которого находится все: и «Латвэнерго» и госкомпании, которые, в свою очередь, контролируют Инчукалнское газохранилище и газовые трубопроводы и доставку электричества потребителям… Если же от министерства экономики отнимают «энергетическую» часть, то интерес «тевземцев» к этому посту резко пропадает. Особенно, если новое ведомство возглавит представитель «Нового Единства».
Однако, видимо, националам придется смириться и с новым постом для партии Кариньша, и с уменьшением «веса» министерства экономики. Раз уж Кариньш тоже пошел на уступку и согласился руководить правительством очень слабого большинства — в 54 голоса.
Не исключено, что «ТБ-Visu Latvijai” вообще не будет претендовать на пост министра экономики. Взамен партия Райвиса Дзинтарса может получить, например, посты министра обороны и министра юстиции.
Кстати, противники маленькой коалиции в 54 голоса в качестве аргумента напоминают, что, мол, в этом случае правящие потеряют контроль сразу над двумя комиссиями Сейма — по нацбезопасности и по мандатам и этике. Ведь сейчас эти комиссии формируются по принципу: по одному депутату от каждой фракции в комиссию по нацбезопасности и по два депутата в комиссии по мандатам и этике.
Ну во-первых, эту пропорцию можно легко заменить путем внесения нужных коалиции поправок в Регламент работы Сейма (Kārtības rullis), а во-вторых — даже если эти комиссии «перехватят» оппозиционеры, то это никак не подорвет стабильность коалиции. Эти две комиссии не обладают правом законодательной инициативы и свои предложения все равно еще передают профильным комиссиям, к тому же в комиссии по нацбезопасности работают только, простите, проверенные со всех сторон спецслужбами депутаты.
Трудно себе представить, чтобы оппозиционные депутаты, получившие допуск к гостайне, начали бы на комиссии по нацбезопасности себя «плохо вести» и не поддерживать какие-то государственно важные вопросы.
В общем, пока все идет в нужном для Кариньша направлении.