Латыши купили у евреев управляемые снаряды, чтобы взрывать русские танки. Такая новость взорвала бы мозг лет тридцать назад. А сегодня это местная военно–политическая реальность!
Пятилетка военных расходов
Стоящая более ста миллионов евро противотанковая ракетная система Spike ("Жало") "существенно укрепит боеспособность латвийской армии, и с ней придется считаться любому потенциальному противнику Латвии", — заявил министр обороны Раймондс Бергманис. Со временем нашей стране вполне будет по силам тратить свыше 2% ВВП на военные нужды — хотя в настоящий момент только 15 из 29 стран НАТО готовы достичь этого уровня, и то лишь к 2024 году.
В Риге Бергманис и исполнительные директора предприятия EuroSpike Гюнтер Лауэр и Арье Лапидот подписали договор о покупке Латвией противотанковых ракетных систем Spike производства Израиля за 108 млн. евро. Бергманис заявил, что это исторический договор для Национальных вооруженных сил и одна из крупнейших закупок в оборонной отрасли, сопоставимая с проектом механизации сухопутных сил. Он также выразил надежду, что латвийские предприниматели смогут принять участие в выполнении договора.
"Покупка техники сделает нас значительно сильнее… Аналогичные противотанковые системы используют 28 стран, и это один из самых сильных видов оружия в мире", — заявил министр.
Большинство военнослужащих НВС умеют использовать это оружие, но потребуется обучение, так как куплена модель нового поколения. Договор включает в себя и обучение на симуляторах, сказал министр.
Он не отрицал, что при хранении нового оружия и обучении придется соблюдать высокие стандарты безопасности, чтобы избежать инцидентов. В случае необходимости будет улучшена инфраструктура складов НВС. На вопрос, способно ли новое оружие противостоять российским танкам нового поколения, Бергманис ответил, что точной информацией не располагает, но латвийская армия провела операционное исследование. "Я думаю, они выбрали самое эффективное и нужное нам оружие", — считает министр. Ракетные системы будут доставлены в Латвию постепенно до 2023 года.
Система "заплатил — забыл"
Семейство, разработанное израильской компанией Rafael, весьма обширно, по сути это разные ракеты: Mini–Spike заточен под уничтожение пехоты и весит всего 4 кг, Spike–SR весом около 10 кг также можно применять со стрельбы с плеча, Spike–ER представляет тяжелую модификацию массой 34 кг и пробитием препятствия до 1 метра (можно уничтожать бетонные укрепления), и, наконец, Spike NLOS имеет массу 70 кг и стреляет на расстояние 25 км. Системы Spike имеют электрооптические элементы четвертого и пятого поколений, что обеспечивает высокую точность наведения и способность уничтожать разного рода бронетехнику, в том числе танки.
Экспортные варианты Spike стоят в районе $200 000, так что можно предположить общий объем закупки в пределах 500 ракет. Это больше, чем купила ФРГ (311), и вполне достаточно, чтобы оснастить сотню устарелых британских бронетранспортеров семейства CVRT, закупленных Латвией несколько лет назад. В последнее время кто–то переживал, а кто–то смеялся на предмет того, что для Spartan и Samaritan даже снарядики производить перестали. Вот вам, пожалуйста, новый вариант вооружения.
Пятьсот современных ракет — в теории, этого достаточно, чтобы уничтожить целую бронетанковую или мотострелковую дивизию. Конечно, если последняя выстроится в колонну и будет ждать, пока в нее пульнут с закрытых позиций. Последнее обстоятельство крайне соблазнительно для Латвии. Ведь по нашей, хотя и не озвучиваемой столь открыто, но вполне наглядно демонстрируемой доктрине, агрессор столкнется с огнем из засад (при этом он будет нести потери, а мы — нет), ну а потом прибудет помощь НАТО и низвергнет его стремительным домкратом.
Spike, однако, имеет один важный недостаток. Кроме того, что это очень умное и дорогое оружие, которое закупают страны небедные — Германия, Нидерланды, Италия, Испания, Франция, Финляндия, пока отсутствуют реальные достижения данной системы в боях. Spike банально не воевала, применялась только на маневрах и в стычках, которые израильский "ЦАХАЛ" регулярно имеет со своими беспокойными арабскими соседями.
Таким образом, высокотехнологичная игрушка выступает подобием наклейки охранной фирмы на витрине магазина: нас не трогай. Хотя, случись что, неизвестно, как это все еще сработает. Психологическое воздействие в определенной мере оказывает — как и Североатлантический альянс в целом.
Геополитическое дежавю
Поразительно здесь не то, что Латвия наконец закупила на крупную сумму вооружение не секонд–хенд, а современное, производящееся специально под ее заказ — кто знает, может, и с поясняющими надписями на латышском языке (ну не на иврите же читать нашим лачплесисам–богатырям). Удивительным является сам факт оружейной сделки с Израилем, который в политике и экономике Латвии был представлен, прямо скажем, скромно.
По данным МИД ЛР, в 2016 году общий товарооборот двух стран составлял около 35,6 миллиона евро (втрое меньше, чем сумма ракетной сделки!). При этом Латвия имела положительный торговый баланс, поставив в ближневосточную страну на 15 миллионов евро больше. Причем 96% нашего экспорта составляла древесина и изделия из нее, а из оставшегося экспорта по четвертинке — рыбные консервы и вода. Более четверти израильского импорта в ЛР насчитывала косметика Мертвого моря, столько же пищевые продукты, поставляли нам телефоны, электронную аппаратуру и даже шины. Ракеты все превзойдут!
Казалось бы, совсем недавно Израиль вовсю осуществлял сотрудничество в сфере силовых структур с Россией. Имея одного врага — исламский терроризм, с начала 90–х годов плотно контактировали службы безопасности двух стран. При президентстве Медведева вплотную встал вопрос совместного производства беспилотных летательных аппаратов нового поколения. Но после Крыма и Донбасса Израиль присоединился к позиции Запада и фактически ввел санкции в отношении РФ. Что не коснулось, однако, безвизового режима между странами.
В настоящее время в Белом доме находится самый произраильский президент за всю историю взаимоотношений Вашингтона и Тель–Авива. Точнее, уже Иерусалима, ведь Дональд Трамп постановил считать город трех религий столицей исключительно Израиля, тем самым подтвердив особое место данной страны в американской стратегии. Равно как и влияние на президента США его зятя, бизнес–партнера и приверженца ортодоксального иудаизма Джареда Кушнера.
Поддержка Америки дорогого стоит — и Израиль идет навстречу в ряде вопросов. Так, большой резонанс имело недавнее внесение на рассмотрение кнессетом признанием геноцидом голода на Украине в начале 30–х годов XX века. В то же время аналогичная постановка вопроса по геноциду армян турками в 1915 году уже была отклонена. Интересно, влияет ли в данном случае то, что Турция выступает против режима Асада, который продолжает оставаться противником Израиля — ну а Армения маленькая и пророссийская страна?
Так или иначе, в случае с Латвией в Израиле сделали вид, что не замечают проведения здесь ежегодных шествий легионеров Waffen SS, а также того, что Генеральная прокуратура ЛР проводит дополнительное расследование в отношении возможной реабилитации палача Рижского гетто Херберта Цукурса. Не придали значения и неоднократным антисемитским высказываниям депутата коалиции Александра Кирштейнса.
Можно подумать, что здесь только бизнес — и ничего личного. Однако, полагаю, немалую роль сыграло также силовое проникновение России в Сирию — то есть в непосредственную близость Израиля. "Спайки" в Прибалтике — это и напоминание Москве о том, что Израиль в течение трех десятилетий являлся ее яростным противником.
Николай КАБАНОВ.