"Первый министр иностранных дел после восстановления независимости Латвии, депутат нескольких Сеймов, Янис Юрканс описал события в США, Европе, их влияние на Латвию и способность самой Латвии действовать адекватно ситуации и себе на пользу, в интервью «Неаткариге» приходит к выводу, что Бог от Латвии отвернулся" - пишет "Неаткарига".
- Мы живем в независимой стране дольше, чем она просуществовала до войны. Опишите, пожалуйста, насколько качественны в своем национальном самосознании мы были, если сравнивать с довоенной властью в Латвии и народом?
- Начну с того, как завершился первый период. Как вы знаете, от него достались в наследство роскошные здания посольств, десять тонн золота, ценные бумаги и т.д. Карлис Улманис в течение шести лет, на мой взгляд, поднял латвийскую экономику на очень хороший уровень. Также, как, извините за сравнение, Гитлер. Когда он пришел к власти, в Германии царил беспорядок, но через шесть лет она стала мощной европейской державой. Так было тогда.
Я считаю, что за 27 лет мы разбазарили эту страну. Может это звучит грубо, но, в принципе, государства больше нет. Есть территория. Являемся ли мы хозяевами своего бюджета? Нет - его мы должны согласовать с кредиторами. Можем ли мы защитить свои границы? Нет, не можем. Создали ли мы за все эти годы нацию? Что в Латвии считать нацией? У нас нет нации, у нас есть общество, которое расколото на два лагеря. Наша интеграция действительно настаивалась в соусе из лицемерия...
И я уже не верю, что это общество можно сплотить. По крайней мере наше поколение этого сделать не может.
И, чтобы молодые люди смогли это сделать, нужны определенные предпосылки. Кроме того, в те времена не было такой глобализации, какая есть сейчас. И эта глобализация очень сильно подрывает национальные государства.
- В чем причина столь некачественного отношения нас к своему государству?
- У нашего поколения не было своего государства. И тогда, когда мы якобы восстановили государственную независимость, не все любили эту страну. Мы сами, латыши, начали Латвию разворовывать. К тому же,-многие люди на украденные у нас деньги покупали политику. И ее по-прежнему покупают.
Поэтому - мой короткий ответ на вопрос «Почему?» - у нас не было своего государства. И в отношении к процессу приватизации у нас не было этих инстинктов - это мое государство.
- Что можно сделать, чтобы изменить положение?
- Для этого требуются три предпосылки. Прежде всего - чтобы избиратели осознали серьезность ситуации, их надо в экономическом смысле осадить так, чтобы они испытывали сотрясение мозга. Возможно, это звучит цинично, но в экономике нужен такой, как говорят русские, обвал, когда уже нечего больше терять.
Выходим на улицы и начинаем. По примеру греков. Но все эти годы работает придуманное для легковерных «Латыш, не сдавайся!», которое никакой победы не принесло.
Во вторых, нужны новые люди. Я знаю студентов, которые не хотят жить в такой Латвии, но уезжать ради благосостояния не хотят. Они не знают, что делать, но - они ищут. А еще боятся, потому что службы нацбезопасности активизировались и работают значительно интенсивнее, чем раньше. Смогут ли они создать новый Народный фронт, которому люди бы поверили? В значительной степени это может получиться, если и сейчас, как и в восьмидесятые, была бы активная интеллигенция. Это — третий фактор.
Но на данный момент новые горизонты не видны. Только кажется, что люди готовы страдать и дальше. К тому же, сейчас придумали новый прием- милитаризация общественного сознания: русские вот уже скоро нападут...
- Так утверждают. Но недостаточно обосновано.
- Конечно. Я расскажу вам один эпизод. В прошлом году, 16 ноября я был приглашен прочитать лекцию в Лондонской школе экономики. Это было одно из крупнейших событий в моей политической жизни. Есть Оксфорд, Кембридж, после них - эта школа. Но я рассказываю об этом потому, что там были молодые люди, которые верят в то, что Россия вот-вот нападет на страны Балтии. К тому же, один английский генерал написал книгу, что это произойдет в мае. После 9 мая будет новая оккупация.
И до меня там читал лекцию один профессор, который сказал: если бы он жил в Латвии, то после всего, что он читал, собрал бы веши и уехал прочь. Потому что существует убеждение, что очередная оккупация может иметь место. И студенты этому верят. Даже если вы пытаетесь доказать, что, по крайней мере, в данный момент это невозможно. Так как Россия не может потянуть Крым, Россия застряла на Украине, Россия по сути не может потянуть себя...