«Самое интересное, что они же в Вараклянах не просили, чтобы их отделили и сделали самостоятельным краем», — прокомментировала политолог, профессор Рижского университета им Страдиня Илга Крейтусе внезапный поворот в судьбе региона.
Дело в том, что Варакляны в рамках административно-территориальной реформы решением Сейма присоединили к латгальскому Резекненскому краю, хотя в самом Вараклянском крае местные власти и как минимум часть населения тяготели к видземскому Мадонскому краю. Самоуправление Вараклян подало иск в Конституционный суд, и тот 28 мая, за неделю до муниципальных выборов, объявил: присоединение Вараклян к Резекненскому краю противоречит Сатверсме.
Сейм попытался проигнорировать этот вердикт, но президент Эгил Левитс настоял на том, чтобы законодатель его выполнил. В итоге депутаты в срочном порядке приняли временное решение: Варакляны пока останутся сами по себе, Резекненский край сам по себе, и выборы в обоих самоуправлениях пройдут не 5 июня, как у всех, а 11 сентября.
«Но ситуация с Вараклянами, по-моему, показала интересный момент. В конце прошлого года, когда обсуждали другое решение Конституционного суда, депутат [Александр] Кирштейнс из Национального объединения поднял вопрос, нужна ли вообще такая структура. А сейчас парламент выступил против Конституционного суда, что, как сказал президент, вело к конституционному кризису. И если вы не хотите выполнять решения этого суда, то не надо его держать, и, по-моему, они показали, что они даже где-то готовы к такому», — заявила Илга Крейтусе.
Другой участник «Открытого вопроса», главный редактор Dienas bizness Роман Мельник отметил, что вся история с (не)присоединением Вараклян продемонстрировала дефицит демократии.
«Сначала людей, которые там живут, не слушают, потом игнорируют Конституционный суд, принимают какие-то временные решения… Вот это главное — очень большая проблема с демократией. Тут надо действительно говорить о том, что власть игнорирует элементарные принципы демократии», — сказал он.
«Людей не слушали нигде, — подтвердила И. Крейтусе. — И это самый большой упрек Министерству [окружающей среды и регионального развития], что они не слушали: об этом говорят все, кого опрашивали».
По мнению Мельника, вся административно-территориальная реформа, в рамках которой большинство мелких самоуправлений сливаются в более крупные единицы, полна изъянов, потому что Минрегионов «просто нарисовало карту и сказало, что будет вот так».
«А подходит ли имеющаяся инфраструктура к этой карте? Ну, когда-нибудь получим европейские деньги, будем переделывать. Но во главе реформы должны были стоять понятные критерии развития, а не так, что “вот мы нарисуем, а потом, если что, будем переделывать”», — считает Р. Мельник.
Илга Крейтусе же напомнила, что неразбериха с новым административно-территориальным делением, возможно, еще не закончилась — по крайней мере, Конституционный суд еще в прошлом году принял к рассмотрению жалобу Кандавского края о его присоединении к Тукумскому краю и еще ее не рассмотрел.
«Тукумс — Земгале, а Кандава считает, что она — Курземе. И сейчас посмотрим, как этот вопрос будет решаться. А выборы-то уже пройдут. И вот если Конституционный суд решит, что для включения Кандавы в Тукумсский край нет оснований, что тогда произойдет», — поинтересовалась она.