Сильный шум возникает, в частности, из-за интенсивного движения грузовых машин по улице Мелдру, которая не предназначена для такого потока тяжелого транспорта.
«Наши дома все трясутся. Идет такая вибрация, что вот ты сидишь даже с другой стороны дома, которая во двор выходит, и под тобой мебель трясется. Тут у одной женщины из шкафа даже посуда вывалилась», — рассказала Лидия, живущая в непосредственной близости от портовых причалов.
Также сильный шум создается из-за погрузки металлолома. По словам Лидии, его в Вецмилгравис везут со всех стран Балтии. Госслужба среды выдала разрешение на его перевалку и обработку 350 тысяч тонн в год этого вида груза, то есть примерно на тысячу тонн в день. Лидия отмечает, что обращалась во все возможные инстанции, но результаты не сильно утешают. Запрет соответствующих работы с одиннадцати вечера до семи утра и строительство звукопоглощающих стен, по словам женщины, не помогают.
В то же время, как указали в Госслужбе среды, проверки звукопоглощающих стен показали, что они эффективны. Но жалобы на сильный шум от местных жителей продолжают поступать в Инспекцию здравоохранения. В этом году были получены три жалобы.
Жители отмечают, что в целом шум уменьшился, но все равно слышен. В связи с этим Инспекция здравоохранения планируют провести проверки в трех квартирах уже на этой неделе.
Об этом рассказала Илона Дришлюка, глава отдела контроля общественного здоровья: «Мы проведем проверку, переговорим еще с людьми, которые там проживают. Мы рассматриваем уровень шума именно в квартире. Не тот, что на улице, а внутри. Мы должны понять, уменьшился ли уровень шума или нет»
Насчет неприятного запаха местная жительница Лидия утверждает, что это запах креозота, опасного для здоровья человека. «У нас тут вдоль реки улица Мелдру, расстояние до реки, наверное, метров 300. Вдоль идет дорога. Вдоль этой дороги — жилищный массив, жилые пятиэтажки стоят. [...] И вот этот 300-метровый кусочек земли весь заняли под порт. Построили, по-моему, восемь причалов, где постоянно идет погрузка. Они тут грузят доски. [...] Фирма на месте вымачивает их в креозотном растворе, чтобы они не гнили, а потом вдоль берега, вдоль улицы Мелдру все это выкладывается на просушку», — говорит она.
В свою очередь, как отмечают в Госслужбе среды, проблема, связанная с наличием в воздухе креозота, была решена в 2020 году, когда жители впервые пожаловались на него. В прошлом же году после проверок информация о наличии креозота в воздухе не подтвердилась. Несмотря на то, что было получено 84 жалобы.
Ее представитель Калвис Авотиньш также опроверг слова местной жительницы о том, что креозотом обрабатывают древесину в самом Вецмилгрависе: «В Вецмилгрависе нет такого оборудования, которое использовало бы подобный консервант для обработки древесины. На находящихся в Вецмилгрависе терминалах проводится только перевалка уже обработанной древесины».
По словам управляющего Рижским свободным портом Ансиса Зелтиньша, в центральной части Вецмилгрависа работают два терминала — Port Milgravis и Riga Nordic Terminal.
Как указали в Госслужбе среды, погрузкой металлолома занимается Port Milgravis. В компании заверили, что на терминале не проводятся никакие действия с креозотом и грузы, которые хранятся на его территории, не обрабатываются этой жидкостью. А также, что уровень шума здесь не превышает разрешенного нормативами.