У России есть основания считать этот запрет незаконным?
По мнению российских властей, запрет транзита противоречит предыдущим договоренностям. Глава Калининградской области Антон Алиханов заявил, что решение литовских властей нарушает протоколы по вступлению стран Балтии в Евросоюз и правила свободного транзита, установленные для Калининградской области, когда Латвия, Литва и Эстония вошли в состав этой организации.
В свою очередь, МИД РФ заявил, что Литва нарушила договоренности о транзите, заключенные еще в 2002 году.
Чем руководствовались власти Литвы?
Власти Литвы просто следуют требованиям Европейской комиссии. Четвертый пакет санкций, принятый в середине марта, предусматривает, что с 18 июня по территории ЕС запрещена транспортировка российской продукции из стали и черных металлов. А пятый — что в Европу запрещен въезд российского грузового транспорта, включая поезда.
В разъяснениях Еврокомиссии, опубликованных 14 апреля, отдельно оговаривается случай Калининградской области:
для транзита туда действует исключение из запрета на въезд грузового транспорта в страны ЕС;
такое исключение распространяется только на незапрещенные товары: их можно везти в Калининград и обратно, в том числе железной дорогой
однако запрет на транспортировку товаров из четвертого пакета санкций распространяется и на транзит через территорию ЕС, то есть через Литву.
А как же договоры, на которые ссылаются российские власти?
По мнению российского МИДа, Литва в первую очередь нарушила заключенное в 2002 году совместное заявление о транзите в Калининградскую область. Но в нем в основном описывается механизм транзита людей и подчеркивается, что режим «транзита не будет ущемлять суверенное право Литовской Республики на осуществление необходимого контроля и на отказ во въезде на свою территорию». Непонятно, какой конкретно пункт этого заявления, по мнению российских властей, нарушили власти Литвы. Поезда с основной территории РФ в Калининград по-прежнему ходят.
Российские власти смогут оспорить решение Литвы?
Сложно сказать. Не совсем понятно, в какой инстанции это можно сделать — и собираются ли в нее обращаться российские власти. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пока просто назвал это решение беспрецедентным, «нарушением всего и вся»:
«Ситуация более чем серьезная в этой связи, и она требует очень глубокого анализа перед тем, как формулировать какие-то меры и какие-то решения. Этот глубокий анализ в течение предстоящих нескольких дней будет произведен».