"Пока никто не опомнился, Минфин разослал на срочное согласование в профильные министерства и приближенные к правительству лоббистские организации проект налоговой реформы. Чтобы уже 28 апреля рассмотреть его на внеочередном заседании правительства, - пишет Юрис Пайдерс в "Неаткарига".
Реформа разработана таким образом, чтобы ее результаты были бы приятны самым значимым лицам в политике Латвии.
Запланированное сокращения подоходного налога с населения, увеличение т. н. необлагаемого минимума, отмена налога солидарности и введение потолка социальных взносов —
это шаги, которые значительно улучшат реальные доходы получателей стабильных и больших зарплат.
Правда, эту «взятку» латвийские богачи должны будут проглотить в комплекте со значительным увеличением акцизного налога и весьма своеобразным регулированием в расчёте эффективной ставки подоходного налога с предприятий.
Публике рассказывалось о том, что Латвия перейдет к так называемой эстонской модели подоходного налога с предприятий (ПНП), но на самом деле, под прикрытием Эстонии лидеры коалиции так изменят налоговую базу, облагаемую ПНП, что общие платежи по ПНП даже увеличатся.
Есть предприятия, которым изменения принесут определённые выгоды. Их представители публично хвалят проект налоговой реформы Минфина и
обещают поддержку, если только талантливая министр финансов согласится претендовать на пост премьер-министра, сменив довольно блеклого Мариса Кучинскиса.
В свою очередь, представители тех компаний, которым предлагаемая Даной Рейзниецей-Озолой реформа сулит значительный рост налогового бремени, своими расчётами делятся тайно, опасаясь мести "потенциального председателя", а пока ещё министра финансов.
Пока правящие любуются прогнозами значительного прироста налоговых поступлений после реформы, представители эстонских госструктур ненавязчиво призывают крупнейшие латвийские частные компании, для которых последствия реформ Рейзниеце-Озолы окажутся очень невыгодными, перенести производство или, по крайней мере, головные офисы в Эстонию. Им обещают реальную "эстонскую модель", а не ее суррогат.
Что касается обычных граждан, то для них проталкиваемая Минфином реформа никаких дополнительных доходов не сулит. Получатели маленьких зарплат с несколькими иждивенцами после реформы не улучшат свой уровень жизни. Для маленьких зарплат увеличение необлагаемого минимума доходы не увеличит, а рост акцизов (особенно на топливо) приведёт к значительному росту цен, снижая уровень жизни.
Таким образом инициированная Даной Рейзниеце-Озолой налоговая реформа будет способствовать увеличению неравенства.
После столь элегантной реформы разрыв между самой бедной и самой богатой частью жителей Латвии ещё больше возрастёт. Если целью правительственной политики является содействие эмиграции самых бедных слоёв населения, то можно пожелать — так держать! Путём таких реформ цель будет достигнута!
Как это ни парадоксально, но проект налоговой реформы, которую за 300 000 евро разработали эксперты Всемирного банка (путём введения шкалы трёх уровней ставок подоходного налога с населения - 19%, 23% и 33%, в сумме с необлагаемым минимумом) действительно бы решила как вопрос неравенства, так и вопрос доходов госбюджета.
И все же, такая реформа неприятна получателям самых больших зарплат в Латвии, в особенности — сотрудникам Банка Латвии, которые с введением ставок, предлагаемых экспертами Всемирного банка, стали бы получать после уплаты налогов на 10% меньше. А то, что не выгодно сотрудникам Банка Латвии, невыгодно и латвийскому государству!
Не должно удивлять и то, что глава Управления монетарной политики Улдис Руткасте сразу же призвал вообще не обсуждать проект экспертов Всемирного банка, потому что он якобы не актуален.
Если правда на стороне главы управления монетарной политики, то 300 000 евро были растрачены. Эта огромная сумма из кармана налогоплательщиков потрачена на ненужный документ!
Похоже на то, что именно эксперты Банка Латвии продвигают налоговую реформу в соответствии со своими личными интересами (ради наполнения своих карманов), а не оценивая общие выгоды."