«Первая встреча министра финансов Даны Рейзниеце-Озолы с прессой больше напоминала рассказ о кошмарах. Затянувшаяся на долгие годы монополия «Единства» на управление финансами государства оставила в наследство не «историю успеха», а клубок проблем, - пишет Юрис Пайдерс в «Неаткариге».
Лучше всего излюбленную традицию финансового планирования прежнего политического руководства характеризует горькое признание генерального директора Службы госдоходов (СГД) Инары Петерсоне: несмотря на недобор налогов в январе, «в феврале план по налогам тоже не будет выполнен».
Драматические проблемы с исполнением плана по доходам от налогов на добавленную стоимость.
Причин две. Во-первых, из-за теплой зимы «Latvijas gāze» и «Rīgas siltums» присылали не такие большие счета, потому и НДС меньше. Крупные торговцы горючим «Neste» и «Statoil» продавали топливо по более низким ценам, чем в прошлом году, поэтому НДС, собранный с торговли горючим, «на 5 миллионов евро меньше».
Если исполнятся прогнозы о глобальном потеплении, и зимы станут все теплее, то Латвию ждет быстрый экономический спад.
Единственное, что поддерживает план сбора НДС, это суровые зимы.
Но есть успокаивающий фактор. Январь уже был намного холоднее, чем средние показатели, поэтому, благодаря Деду Морозу, надо ждать быстрого роста доходов от НДС! Но почему тогда глава СГД не радуется?
Похоже, что помимо причин, диктуемых климатом и глобальными колебаниями цен, есть еще какая-то проблема. Как сказала генеральный директор СГД, существует и вторая причина: «У коммерсантов снижается денежный поток. По этому поводу все больше бизнесменов просят о продлении срока уплаты налогов, и СГД идет им навстречу».
Это уже нечто иное. В латвийской экономике идут очень неприятные процессы, о которых аж до 17 февраля не было ни полслова. Как минимум со стороны правительства. Руководство «Latvijas gāze» об этом говорило, сообщая, что из-за неоплаченных счетов поставки газа могут прерваться не только для печально известного «Liepājas metalurgs», но и для столь любимого многими производителя косметики «Dzintars». Скорее всего, это только вершина айсберга. Общий размер проблемы мы можем лишь пытаться вообразить.
С конца прошлого года обозначились две крупные экономические проблемы. Очередная девальвация рубля стала ударом для тех, кто еще продавали свои товары в Россию. Теперь доходы в рублях конвертируются в намного меньшую сумму в евро, чем это было ранее.
Об этой проблеме не говорят, но она чувствуется во многих секторах, в том числе у экспортеров медицинских препаратов.
И вторая проблема. В 2014 году Саудовская Аравия и ОАЭ импортировали одни только духи на 2 миллиарда долларов каждая. В 2016 году обеим этим странам придется довольствоваться примерно третью того объема доходов, который у них был в 2013 году. Из-за нехватки средств странам-экспортерам нефти (не только России) пришлось прервать строительство многих объектов, остановить импорт предметов роскоши и начать экономить на всем. Даже такое известное СМИ, как катарский канал Аль-Джазира, было закрыто.
Прямой экспорт Латвии в страны-экспортеры нефти, за исключением России, невелик. Но отдаленно эти проблемы касаются и нас, потому что мы поставляем много товаров и сырья, которые после этого в Германии и других странах превращаются в товары или строительные услуги для государств Персидского залива.
Неспособность оценить возможные выгоды и убытки Латвии от затянувшегося периода дешевой нефти разоблачает некомпетентность тех авторов финансовых планов, которые до этого определяли экономическое движение Латвии.
Если январское отставание бюджетных доходов от плана было не краткосрочной проблемой, а тенденцией, то январский минус нужно будет умножить на 12, и получим дефицит на протяжении всего года. Если так и будет, то правительство, а также нас всех ждут не самые радостные дни».
Перевод freecity.lv