"В Риге теперь будет улица Валентина Пикуля. Название небольшого отрезка улицы Бирзес именем этого писателя Рижская дума обосновывает инициативой жителей улицы Даугавгривас. Мне, правда, кажется, что инициатива увековечить имя Пикуля скорее исходит от какого-нибудь думского политика, большого поклонника творчества писателя, - раздраженно пишет Юрис Лоренцс в "Латвияс авизе".
Хотя Пикуль и является самым публикуемым (общий тираж превышает 500 миллионов экземпляров) из когда-либо живших в Латвии писателей, на самом деле в Ригу он попал совершенно случайно - просто представилась выгодная возможность обмена комнаты в Ленинградской коммуналке на просторную двухкомнатную квартиру в Риге. Работы Пикуля и сейчас, и в советское время оценивались как весьма противоречивые, даже среди членов Политбюро коммунистической партии были как его почитатели, так и критики. Причина - особый интерес писателя к имперскому прошлому России.
В то время, когда на просторах бывшего Советского Союза борются с названиями улиц, мы необыкновенно терпимы. Представьте себе на мгновение, что именем Пикуля предложили бы назвать улицу в каком-нибудь украинском городе. Моментально начались бы протесты!
Но в Риге по-прежнему есть улицы, названные в честь Москвы, Лермонтова, Пушкина, Тургенева и Гоголя, которые в последние годы исчезли с карт многих украинских городов.
В отличие от этого, в Санкт-Петербурге только что прошли протесты населения против планов властей назвать недавно построенный мост именем бывшего президента Чечни и союзника Путина Ахмада Кадырова (умер в теракте 9 мая 2004 года). Формальная причина — у Кадырова нет связей с этим городом. Правда гораздо более прозаична — неприязнь жителей "северной столицы" России по отношению к «выходцам с Кавказа», особенно чеченцам.
Ни Риге, ни другим латвийским городам нельзя предъявить обвинения в «войне названий» или слепой русофобии. Мы, конечно, быстро попрощались с улицами Маркса, Энгельса и Ленина, но даже в те времена, когда Рижскую думу возглавляли националисты, никому не пришло в голову переименовать, например, улицу Пушкина.
В Риге есть улицы двоих академиков - Мстислава Келдыша (родился в Риге) и Андрея Сахарова. Мало кто знает, что на самом деле эти двое, как никто другой укрепляли военную мощь СССР, а следовательно, и современной России. Келдыш занимался расчётами траекторий космических аппаратов и баллистических ракет, а после ставший диссидентом Сахаров, является главным конструктором советской водородной бомбы.
Эта терпимость, вероятно, связано с тем, что латвийское общество перестало верить примитивной «магии слова» и поняло, что на самом деле есть гораздо более важные проблемы, чем переименование улиц. Поэтому от появления улицы Пикуля на карте города рижанам ни тепло, ни холодно, большинство из них этого события вообще не заметит.
Я считаю, что если какой-либо русский деятель культуры действительно заслуживает того, чтобы его именем назвали если не улицу в Риге, то хотя бы маленький сквер, то это рижанка, родившаяся в богатой купеческой семье в московском предместье, художница Вера Мухина. Автор скульптуры «Рабочий и колхозница» и дизайнер гранёного стакана известна и тем, что в послевоенные годы спасла от разрушения наш памятник Свободы".
P.S. К сведению терпимых авторов "Латвияс авизе": название Русская улица впервые зафиксировано в Риге в 1345 году. На снимке - реконструкция карты средневековой Риги 1400 года, проведенная немецким архитектором, архивистом и краеведом Вильгельмом Нейманом в 1892 году