— Ситуация вокруг Украины продолжает накаляться. Насколько реален настоящий горячий конфликт?
Янис УРБАНОВИЧ: Думаю, что Кремлю не нужна горячая фаза конфликта, и все эти передвижения войск являются, скорее, демонстрацией крайней нежелательности каких-либо провокаций и столкновений. Такую демонстрацию можно воспринимать и как акцию устрашения для Киева, который, возможно, и хотел бы все-таки организовать на Донбассе нечто «горячее».
Допускаю, что украинские планы во многом связаны со стремлением остановить ввод в действие «Северного потока-2». Если Киеву удастся втянуть Россию в реальную «заваруху» на Донбассе, то весь Запад, конечно же, стеной поднимется против. И это, наконец, столкнет Германию с той позиции, которую она пока твердо занимает по газопроводу.
Конечно, это не только и не столько украинская, но еще и вполне американская задача. Ибо ее успешное решение поможет Штатам принудить европейцев покупать вместо политически токсичного сибирского свой газ, «токсичный» лишь с экологической и экономической точек зрения. И платить за него вдвое дороже. Как говорится, ничего личного: только бизнес.
- Это единственная мотивация происходящего?
Янис УРБАНОВИЧ: Нет, это возможный первый уровень мотивации обеих сторон. Но и в Киеве, и в Москве есть немало фантазеров с горячими головами, надеющихся за пару дней разрубить все основные узлы конфликта. Так, с украинской стороны есть те, кто надеется прорваться на территории ДНР и ЛНР победным блицкригом, за несколько дней выйти к российской границе и осуществить в мятежных областях зачистку.
В России тоже есть свои «ястребы», мечтающие - а вот если б вышло как в 2008 году! Тогда очень темпераментный грузинский президент Саакашвили рискнул попробовать решить вопрос Южной Осетии силой за пару дней. В итоге решить ничего не удалось. Он потерял и Цхинвал, и Абхазию, получил российские танки в 40 км от Тбилиси.
И сегодняшние российские «мечтатели» думают, что при похожем сценарии можно за неделю не только «раздвинуть» ДНР и ЛНР до областных границ, но и Мариуполь с Херсоном присоединить. Такие настроения можно было бы считать маргинальными, если бы не российско-украинская специфика. Криминалисты не дадут соврать: самые жестокие и не поддающиеся пониманию преступления случаются при конфликтах и спорах некогда очень близких людей…
- Вопрос об отправке латвийских военнослужащих на Украину решает сейчас Сейм Латвии…
В парламенте Латвии проходит достаточно формальная процедура по поводу отправки в качестве подмоги на Украину шестерых наших военнослужащих. Во-первых, это не совсем наше решение. Это, своего рода, перекличка на плацу, когда от командира, в данном случае – верховного руководства НАТО, «спущена» разнарядка, идет перекличка, и все демонстрируют присутствие в строю. То есть, отправлять своих военных будут «по разнарядке» все, в том числе и Латвия.
Необходимое парламентское формальное «добро» нужно для ощущения, что это самостоятельное решение, хотя оно таковым не является. У нас, у меня и у моих коллег из «Согласия» такое ощущение, что увеличение количества оружия и военных не способствует установлению мира, а как раз наоборот ведет к росту риска столкновения. Мы это не поддерживаем! Мы считаем, что в данной ситуации как раз снижение объема вооружений и количества военных, скорее, приблизило бы мир.
- Прошел первый месяц работы в Европарламенте в новом году. Можете ли рассказать о результатах?
Нил УШАКОВ: Началась работа над новым бюджетом ЕС, теперь на 2023 год. Я опять стал теневым докладчиком по бюджету сразу от двух комитетов – от комитета по бюджету и от комитета по гражданским свободам. Тут у меня три приоритета – деньги на помощь для преодоления кризиса, образование и здравоохранение. По сути, это именно то, чем я обещал в Европарламенте заниматься – выбивать деньги для Латвии и Риги.
Продолжается работа над поправками к Финансовой регуляцией. Это свод правил, который можно назвать финансовой Библией Евросоюза. Здесь я тружусь как постоянный докладчик. Выбить деньги для Латвии важно. Не менее важен контроль за тем, как их потом тратят. Поправки к Финансовой регуляцией – именно о большем контроле и это сейчас самая главная задача для меня на ближайшие месяцы.
Работа с бюджетом позволяет решать самые разные вопросы. Как теневому докладчику по бюджету на 2022 год мне удалось добиться того, чтобы Европарламент стал больше общаться с жителями Европы на языках меньшинств, включая русский. Буклеты о работе ЕП на русском языке не могут компенсировать проблемы с нарушением прав национальных меньшинств. Но это очень важный символический и практический шаг. В рамках бюджета 2023 года буду дальше бороться за следующие шаги, сейчас же готовлю свои новые предложения.
Чтобы таких шагов было больше, я перешел работать из Комитета по международным делам в Комитет по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам. Ну и естественно я по-прежнему остаюсь работать в Бюджетном комитете. Комитет по гражданским свободам занимается вопросами основных прав и свобод человек.
Меня интересуют вопросы национальных и языковых меньшинств. Это раз. И вопросы прав человека в новом цифровом мире – от социальных сетей и онлайн-магазинов до вопросов защиты данных и приватности. Это два. Учитывая, что я параллельно работаю в Бюджетном комитете, мне сразу дали и тут файлы связанные с бюджетом ЕС. Это получается три.
От прав человека обратно к бюджету – вопросы здравоохранения сейчас, наверное, волнуют каждого. До начала последней пандемии ЕС вообще не особо отвечал за вопросы медицины, это просто не входило в компетенцию союза. Теперь же Еврокомиссия планирует заниматься этим намного больше и на это требуются деньги. От нашей фракции я назначен ответственным за контроль по вопросам новой инициативы Еврокомиссии – создание агентства по чрезвычайной реакции на медицинские кризисы.
На эту инициативу потребуются сотни миллионов евро и важно, чтобы средства не были отняты у других, важных для европейцев и латвийцев программ – например, образовательных или социальных. Деньги на медицину должны выделяться дополнительно и на этой неделе уже начинаются первые собрания.
Я стал докладчиком по поправкам к регулированию финансирования Европейских политических партий. Это важный и сложный с политической точки зрения файл, который в значительной степени будет определять ход выборов Европарламента в 2024 году. Найти компромиссы будет непросто, но придется. Кстати, уже в январе пришлось комментировать для СМИ высказывания главы МИД Латвии Ринкевича. Он и в регулировании финансирования Европейских политических партий увидел руку Москвы. Одним словом, все как обычно.
Андрей АНТОНОВ.