"Мне много задают вопросов о реформе образования, и я посчитал нужным сформулировать четко, без криков, почему я считаю, что она несет вред не только русскоязычным детям, но и всему обществу, Латвийскому государству в целом.
Реформа не подготовлена: не хватает педагогов, нет методик. А значит: де-юре реформа будет внедрена, а де-факто – во-первых, неизбежно пострадает качество образования, а, во-вторых, ложь и лицемерие станут с первого класса нормой существования для детей и учителей.
Носители государственного языка в школы нацменьшинств не стремятся, а кто-то должен преподавать химию и математику. Русскоязычный учитель будет преподавать русскоязычным детям на хромом латышском, перескакивая на родной – чтобы объяснять непонятное. Все – и дети, и учитель – будут чувствовать себя гадко и униженно. Лицемерие станет нормой. Лжет государство, лжет директор школы, отмазывая педагогов, лгут учителя, лгут родители, лгут дети.
Сознательные, мотивированные, и что самое главное, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ родители наймут репетиторов, чтобы компенсировать детям недостатки государственной системы образования. Но, внимание, вопрос – сколько родителей у нас в стране смогут выделить бюджет на репетиторов для ребенка? А если детей двое, трое? Чтоб компенсировать то, что государство более не сможет из-за непродуманных реформ, гарантировать уровень знаний, необходимый для сдачи экзаменов, поступления в вуз и будущей карьеры? Выложить сотни евро в месяц на репетиторов смогут не все. Перед детьми из малообеспеченных, да просто не очень богатых семей, будут захлопнуты двери в будущее.
Это называется социальное расслоение. Это означает, что по признаку родного языка, принадлежности к этнической группе будет осуществляться социальная дискриминация детей. Произойдёт социальная маргинализации большой части общества. И поверьте: именно это и есть истинная цель реформы, а не желание сделать русскоязычных детей конкурентоспособными!
И все это происходит в стране с катастрофически сокращающимся населением. В стране, где четверть населения пенсионеры, где молодежи мало, где некому работать, где пройдена демографическая точка невозврата – девочки, родившиеся в кризисные 90-е, уже взрослые женщины. А их мало, а это значит, что рождаемость будет падать и дальше.
В этой ситуации государство должно бороться за каждого ребенка, вне зависимости от того, на каком языке он говорит со своей мамой – сделать его конкурентоспособным, вложить силы в его образование, в его будущее, проводить такую политику, чтобы ему хотелось в будущем здесь, на родине, учиться, работать, строить карьеру, создать уже свою семью.
Но – нет. Правительство готово осознанно маргинализировать часть молодого поколения, потому что эти дети говорят на неправильном языке, родились в неправильных семьях. Наше государство отказалось, приняв преамбулу к Сатверсме, от принципа политической нации в пользу этнической. К чему это приведет Латвию – тема для отдельного комментария".