Это происходит из года в год. Как только растает снег, до появления первой зеленой травы в Латвии начинает повсеместно гореть старник, или сухая прошлогодняя трава. Ее, вопреки запретам и предостережениям о неминуемой опасности пожаров, с завидной беспечностью поджигают владельцы сельхозугодий. Нынешней весной первый случай поджога был зафиксирован в Бломской волости Смилтенского края. А в 2015 году "красный петух" наведался на поля и луга в окрестностях Лиепаи чуть ли не сразу после Нового года. Не помогают ни драконовские штрафы, ни призывы "не жечь свою землю", ни уничтоженные огнем сараи и жилые строения, ни даже жертвы безумного пламени. Бытует мнение, что эти поджоги — дань старинной народной традиции, ведущей свое начало от подсечного земледелия. То же самое происходит и у наших соседей — в Литве, Эстонии, России.
Немного статистики
Дождей в Латвии в этом году зафиксировано сравнительно немного. Трава высохла, и пироманам есть где разгуляться. Пожарные за сутки регистрируют до сотни вызовов по всей стране на тушение старника. И площади возгорания исчисляются уже десятками гектаров. Особенно выделяется в этом отношении Латгалия, где чуть ли не ежедневно "красный петух" охватывает площади по 8–10 гектаров.
По всей видимости, показатели прошлого года будут превзойдены. В 2016 году в стране было зарегистрировано 2 тысячи 730 поджогов прошлогодней травы, в результате чего было уничтожено 39 зданий, погиб один человек и семеро пострадали. По сравнению с 2015 годом количество пожаров из–за пала травы уменьшилось на 2,21%. В 2016 году выгорело 3 тысячи 232 гектара территории, что на 0,7% меньше, чем в 2015 году, когда выгорело 3 256 гектаров.
Обычно пик поджогов приходится на вторую половину апреля — начало мая. Именно 9 мая 2013 года в Даугавгриве произошел самый крупный подобный пожар за последние годы. В результате поджога сухой травы выгорело 170 га (!) площади, в том числе и леса.
Информация о возгорании в оперативную часть Государственной пожарно–спасательной службы поступила в 14.00. Выехавший на место расчет тут же затребовал подкрепление — горела не только сухая трава, но и тростник, огонь переметнулся уже на садоводческий участок и лес.
В итоге, чтобы справиться с разбушевавшейся огненной стихией, были задействованы 10 единиц техники и 50 пожарных. "Красного петуха" удалось укротить лишь к вечеру. В ходе тушения пожара было эвакуировано 15 дачников, двое из них получили ожоги. Сгорело более 30 дачных домиков. И все это из–за того, что какой–то недоумок поднес спичку к сухой траве.
А в прошлом году на хуторе в Даугавпилсском крае на пепелище нашли тело 75–летней старушки. Бабушка не сумела совладать с огнем и, по заключению судебно–медицинского эксперта, задохнулась от угарного газа. Ведь в ветреную погоду пламя постоянно меняет направление, и хуторяне могут и глазом не моргнуть, как "красный петух" перекинется на сарай или дом. И, учитывая, что в сельских условиях чаще всего воду добывают из колодцев, справиться с огнем в одиночку просто нереально.
Портрет поджигателя
В обществе нет единого мнения по поводу этих поджогов. Наиболее сурово к поджигателям относятся пожарные — ведь именно им, порой с риском для жизни, приходится бороться с этой напастью. Именно в пожарном ведомстве составили портрет классического пиромана. Это преимущественно человек среднего возраста или пенсионер.
Поджогом старника он с завидным упрямством занимается из года в год, считая, это единственным способом без особых усилий и быстро очистить свою территорию от прошлогодней травы, листвы и мусора. Но есть и пироманы, которым просто доставляет болезненное наслаждение наблюдать за делом своих рук.
Но есть еще одна причина. Так, министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис считает, что главной причиной этих пожаров являются огромные площади неухоженной земли. По мнению министра, самоуправлениям следовало бы по осени обследовать свои территории и вносить соответствующие отметки в кадастр.
В то же время, по мнению министра, увеличивать наказание за поджог старника не следует. Увеличение штрафов ни к чему не приведет. Другой вопрос, что нужно более эффективно применять нынешние штрафы.
А они немалые.
Согласно Кодексу административных нарушений, за сжигание прошлогодней травы к физическим лицам применяется штраф в размере от 280 до 700 евро. Суровые санкции применяются и к тем, кто должным образом не ухаживает за своим участком, оставляя его нескошенным. Здесь нарушителя — физическое лицо могут оштрафовать на сумму от 140 до 700 евро, а юридическое лицо — от 700 до 2 900 евро.
Кроме того, подобные землевладельцы не смогут в дальнейшем претендовать на получение евросубсидий.
Горожанам вообще костры жечь нельзя
С наступление теплой погоды традиционно настает время шашлыков, когда чуть ли не с каждого садового участка доносится ароматный запах готовящегося на огне мяса. Но при этом надо помнить, что жечь костры в Риге, даже на территории собственного участка, нельзя.
Запрет относится также и к общественным территориям с зелеными насаждениями, городским пляжам, паркам, лесам, приморскому природному парку и охраняемым территориям Балтийского моря. Правило действует все 365 дней в году. Исключение — места для разведения костров, специально оборудованные самоуправлениями.
Для приготовления шашлыка на воздухе разрешается использовать гриль, мангалы, шашлычницы. В Риге есть места, которые исполнительные дирекции уже оборудовали для таких случаев. Например, три мангала установлены в местах отдыха на городском озере Бабелите. Есть мангал у озера Дамбьяпурва.
Но, как уже было сказано, кроме общественных мангалов, можно спокойно использовать и личные, привезенные с собой. Их величина и форма правилами не оговариваются, главное — чтобы угли никак не соприкасались с землей, были надежно изолированы в металлическом поддоне. И чтобы установленный мангал не причинял вреда зеленым насаждениям.
Кроме того, следует соблюдать правила пожарной безопасности и рекомендации, установленные производителем. Проще говоря, вы должны контролировать пламя своего мангала и быть уверенными, что сможете потушить его в любой момент.
Штраф за нарушение этого правила — до 71 евро. Штраф за разведение костров на городских пляжах — тот же, за разведение костров в общественных насаждениях — до 350 евро, за несоблюдение правил пожарной безопасности в лесу — до 350 евро, в приморском природном парке — до 1 000 евро, а за костры на охраняемых территориях Балтийского моря — до 1 400 евро.
Почему нельзя жечь старник
1. В дикой природе все предусмотрено так, чтобы трава, кустарники росли после зимы сами, без поджогов. Кроме того, ветки в траве — прекрасное место для гнездовий птиц.
2. Весенние пожары вредят траве и кустарникам. После них выживают и первыми пускаются в рост, заглушая ослабленную и почти загубленную другую флору, самая грубая, неприхотливая трава и бурьян, то есть сорняки.
3. Погибают семена растений и самой травы над поверхностью земли и семена под землей и на земле.
4. В результате выжигания сухой травы обедняется видовой состав луговой растительности и животного мира. Везде, где прошел "красный петух", не будет уже прежнего разнотравья, сорняки захватят освободившуюся территорию.
5. Погибают многие насекомые, их личинки, куколки. В огне горят все живые существа — божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и другие, истребляющие различных вредителей сада и огорода и участвующие в процессе образования почвы. Для дождевых червей лишней сухой травы не бывает. Они ее дружно и быстро перерабатывают, превращая в ценнейшее удобрение, внося его в глубину почвы к корням растений, и одновременно делают почву рыхлой, живой.
6. Выжигание сухого травостоя вызывает гибель кладок и мест гнездовий таких птиц, как кряква, чирок–трескунок, чибис, травник, бекас, камышовая и обыкновенная овсянки, полевой, лесной и хохлатый жаворонки, луговой конек. Гнездовой период этих птиц начинается в апреле. С выжженных мест птицы уходят, а значит, уходят и от нас.
7. При поджоге травы гибнет вся полезная микрофлора почвы, в том числе и та, которая помогает растениям противостоять болезням.
8. В огне могут погибнуть и пострадать даже звери, пресмыкающиеся, земноводные: особенно новорожденные зайчата, ежи и ежата, жабы, лягушки. При сильном травяном пожаре гибнут практически все животные, живущие в сухой траве или на поверхности почвы. Кто–то сгорает, кто–то задыхается в дыму.
9. При весеннем огне могут быть повреждены деревья. Не говоря о том, что деревья могут просто сгореть, гибнут от сильной температуры набухающие весной почки, что очень вредит дереву, даже если оно выживет. Страдают молодые деревца (особенно такие ранимые породы, как дуб, клен, липа).
10. Дым от сжигания травы едкий, темный, густой — он очень неприятен людям, ест глаза, неприятно пахнет. Аллергики его не переносят. А сжигая траву в городе, вы сжигаете и те соли тяжелых металлов, что осели на листьях, траве и выкачаны растениями из почвы, — такой дым просто ядовит. К тому же в залежах сухой травы и валежника часто таится мусор, в том числе и непригодный, опасный для сжигания: пластиковые бутылки и т. п.
11. Травяные пожары служат одним из важнейших источников выбросов в атмосферу углекислого газа — усугубляется так называемый парниковый эффект, приводящий к неблагоприятным изменениям и резким колебаниям климата нашей планеты.
12. На месте поджога травы нормальная жизнь растений и насекомых восстанавливается лишь через 5–6 лет, а часто не восстанавливается никогда.
Александр ФЕДОТОВ