"Когда нас окружала враждебная власть и вооружённые люди в танках, единственное, на что мы могли полагаться, был Бог. И произошло чудо. Мы восстановили независимость, не пережив ни кровопролития, ни ужасов гражданской войны, - пишет Вия Бейнерте в "Латвияс авизе".
И все же мы не возвели в своих сердцах алтарь благодарности и не вспомнили - ищите прежде всего царство небесное, а все остальное приложится само собою. Нет, одни начали беспокойную суету вокруг «пирога независимости» - кто достоин получить больший его кусок, другие, опьянённые чудом, разошлись по домам, так как им казалось, что дальнейшее произойдёт без нашего участия.
И ещё тогда многим казалось, что независимость и благополучие являются синонимами.
В благополучии как таковом нет подвоха. Можно даже сказать: политика является средством, а благополучие целью. С примечанием: благополучие не только для политической элиты и её спонсоров, но для всего общества.
Но благополучие общества зависит от ценностей, на которых оно основывается. Если приоритет - деньги и удовольствие, нельзя надеяться на патриотизм, национальное сознание и процветание государства.
Многие сейчас чувствуют разочарование. Не в идее независимости, но и в том, что происходит.
Как это возможно, что в Латвии власть принадлежит нескольким семьям?
Как это возможно, что правительство в своей собственной стране ведёт себя как оккупант?
Речь не о национальности, а о мышлении и отношении.
Нам не нужна промышленность, Латвия будет страной банков и услуг, - провозглашал один. Самого большого кретина и надо назначить! - учил другой. Когда пришлось выбирать — спасать народ или владельцев банков, решили спасти владельцев банков. Так долг двоих частных лиц иностранным банкам был переложен на плечи налогоплательщиков в Латвии. И нет какой-нибудь должок, а тринадцать миллиардов!
И, тем не менее, у нас есть "золотой" мост и здание СГД, построенное на "алмазной" земле. И закон о пенсиях, согласно которому у одного пенсия - девятнадцать тысяч, у другого - почти девяносто евро. Кто-то ведь все это спланировал. За любым преступлением стоит конкретное имя и фамилия. Часто несколько имён и фамилий.
Однажды, в разговоре друг, на вопрос, на что нам надеяться, сказал: в последние годы ничто так сильно нас не подводит, как надежды. Не Бог нас обманул, настало время назвать настоящие имена тех, кто нас подвел: даже не Лембергс, Шлесерс, Годманис, Ушаков, Шкеле или Калвитис, но Маммона, Эрос, Фортуна, Вакх, Люцифер - извечные жулики, кому мы верили и служили.
Добавлю: я все же черпаю надежду в Библии, где Господь обещает сохранить весь Содом, если найдёт в нем хоть десяток праведников. Есть ли в Латвии хоть десяток праведников? На десять праведников я надеюсь больше, чем на правительство.
Что делать? Научитесь говорить: хватит! Поймите, государство - не те несколько семей, которым мы безрассудно позволили взять власть в свои руки, государство - это мы.
Продолжаем жить, медленно, но неуклонно ограждаясь от зла, чтобы не впустить его в себя. Как говорит другой мой друг: все по Сент-Экзюпери - есть розы и есть баобабы. Розы поливаем, баобабы вырываем. И в себе и вокруг себя."