Традиционный «Юбилейный» гарнитур Рижской мебельной фабрики. Глядя на него, Елена Матвеевна вспоминает, как в первые годы замужества они записались в мебельном магазине на углу улиц Петра Стучки и Карла Маркса (Тербатас и Гертрудес ныне) на эту модную тогда мебель из натурального дерева. Спальный и гостиный гарнитуры: первый стоил 600 с чем–то рублей, второй – 700 с чем–то. Хорошие вещи можно было купить по предварительной записи. Квартира выглядела богатой.
— Мне другой мебели и не надо. Она хорошо выглядит, да и после смерти мужа я уже не соберусь менять обстановку, — рассказала Елена Матвеевна. – И ремонт я давно не делала и, наверное, уже не делала бы, если бы не беда...
В один прекрасный день, открывая утром шторы на окне, она вдруг увидела, что в углу комнаты образовалось серое, явно сырое пятно. Если бы залили, то вода текла бы с потолка по стене. Но там наверху уже второй год никто не живет. Значит, водой не пользуются, краны не открывают.
— Но, видно, течет по капельке. Я забралась на стул и промокнула пятно белой бумажной салфеткой – на ней осталась сырая известка. Подтекает в том месте, где находится общедомовой стояк центрального отопления, — рассказала читательница. — Вызвали сантехника из домоуправления, тот обследовал стену и сделал заключение, что протекает из верхней квартиры...
Но, как оказалось, хозяйка той квартиры живет за границей: квартплату перечисляет, а сама не появляется в Латвии.
Расспросили соседей и узнали номер телефона хозяйки квартиры, позвонили и спросили, есть ли у кого–то из ее знакомых в Риге ключи или, может быть, у дворника, в домоуправлении? Оказалось, что ключи есть у ее подруги, которая обещала присматривать за квартирой. Дозвонились подруге. Та спросила, сильно ли залили, а узнав, что просто мокрое пятно, заверила, что придет в выходные и откроет квартиру. Но прошел месяц, а времени подруга так и не нашла. С потолка хотя и не лилось, но сырое пятно подозрительно увеличивалось и темнело.
— В отсутствие хозяйки попасть в квартиру нельзя – это частная собственность. Так мне объяснили в домоуправлении, — сообщила Елена Матвеевна. – А перекрыть воду в стояке системы отопления всем пяти этажам тоже нельзя – зима на дворе...
Второй месяц пенсионерка со страхом смотрит на потолок и ждет, когда капельки превратятся в потоки и зальют ее квартиру, испортят мебель, которая ей служила десятилетиями, ковер. Новое она уже не сможет купить на свою пенсию. Неужели ничего нельзя сделать? — спрашивает читательница.
Мы передали вопрос юристу Владимиру ВАСИЛЬЕВУ.
— То, что вы рассказали, — проблема не только пострадавшей пенсионерки, владелицы нижней квартиры, но и всего дома, — пояснил юрист. — Если в квартире, в которой никто не живет, происходит утечка воды, значит, повреждены коммуникации, что представляет опасность для всех жильцов.
Протечка может нарушить функционирование подачи воды в системе центрального отопления, разбалансировать давление в сети, что даже может привести к взрыву, и тогда пострадает весь дом. А это общее имущество собственников квартир...
И что делать жильцам в таком случае: если владелец «нехорошей» квартиры отсутствует и попасть в его квартиру невозможно?
— В таких случаях обслуживающая дом организация должна быть более активной, — считает юрист. — Закон РАЗРЕШАЕТ в чрезвычайных ситуациях открыть квартиру и перекрыть там воду, произвести другие необходимые аварийные работы. Сделать это возможно в присутствии полиции. Значит, надо буквально заставить домоуправление выполнять свои обязанности.
Открыть квартиру, составить акт о протечке и нанесенном ущербе, сфотографировать повреждения и предъявить требования о возмещении ущерба — или хозяйке верхней квартиры, или домоуправлению, в зависимости от того, что окажется причиной протечки...
Итак, можно сделать вывод: требуйте от управляющего выполнять свои обязанности в любой ситуации, особенно аварийной. И не экономьте на страховке квартиры – это решит многие возможные проблемы!
Татьяна АНДРИАНОВА