Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Вс, 15. Декабря Завтра: Hanna, Jana, Johanna

Валькирия III Рейха: как еврейка вышла за графа Штауффенберга, получила Железный крест и осталась верна фюреру

шенк

К заговору, который закончился попыткой убить Гитлера, присоединилась вся ее семья. Но не она. К тому моменту она была не только полукровкой, но и кавалером Железного креста. Звание «валькирии Третьего рейха» для графини Мелитты Шенк, летчика-испытателя экстра-класса, оказалось важнее зова еврейской крови.

Мелитта, графиня Шенк, погибла 8 апреля 1945 года. В тот день самолет, который она пилотировала, подбил американский летчик. Ей удалось приземлиться, но посадка получилась жесткой – она умерла от ран. Мелитта была одной из «валькирий Третьего рейха», летчиком-испытателем экстра-класса и капитаном ВВС. О том, что она недочеловек, «смешенец первой степени», сослуживцы графини не догадывались. Зато они знали, что ее зять, полковник Клаус Шенк фон Штауффенберг, был заговорщиком, чуть было не взорвавшим Гитлера в «Вольфшанце» – фюрера спас большой деревянный стол. Всех его родственников посадили, но она осталась на свободе.

Мелитта родилась в 1903 году в Позене. Дед, выходец из Одессы, принял лютеранство и ассимилировался. Ее отец стал мелким государственным чиновником – в Позене он работал строительным инспектором. Благополучный бюргерский быт, культ кайзера и семьи, скромный, но стабильный достаток, обеспеченное будущее. Все изменилось после того, как Австро-Венгрия потерпела поражение в Первой мировой и возрожденная Польша откусила от нее свои бывшие земли. Не обошлось без крови, что-то удалось отстоять добровольческим отрядам, но немецкий Позен стал польской Познанью.

Отец Мелитты не смог расстаться со своим домиком и остался в Польше, она же уехала в Германию еще до конца войны. Так у нее появился собственный счет к победителям. Поляки в кайзеровском рейхе традиционно считались людьми второго сорта, бестолковыми, ленивыми и неспособными. Присловье «польское хозяйство» означало грязь и развал – а теперь поляки правили оставшимися в дедовских домах немцами.

шенк2

Зато поражение позволило ей жить так, как она хотела: в прежние времена барышня из приличной семьи не смогла бы гонять на мотоцикле, прыгать с парашютом и бросаться в воду с десятиметровой скалы. Рослая, сухощавая, длинноносая девушка была влюблена в опасность. А еще у нее был жесткий, рациональный, математический ум, и она поступила в технологический институт, где почти не было девушек-студенток.

В нее влюбился историк-античник граф Александр фон Штауффенберг, старший брат будущего героя Сопротивления, поклонник писателя и философа Эрнста Юнгера, героя войны и идеолога «консервативной революции». Братья-аристократы, потомки вюртембергских военных и придворных, входили в кружок поэта-модерниста Стефана Георге. Георге терпеть не мог тоталитаризм, братья смотрели на это по-другому: когда Гитлер пробивался к власти, его поддерживали. Мелитта, ставшая графиней фон Штауффенберг, разделяла идеи мужа.

Судьбы немецких евреев – ассимилированных, патриотичных, ничем, кроме веры, не отличающихся от соседей-арийцев – были ужасны. Участь полукровок в известном смысле оказалась еще страшней. Им, в отличие от тех, кто исповедовал иудаизм, не на что было опереться. У них отняли все, чем они жили: веру, Рейх, Лютера, Фридриха Великого, военные победы, дедушкины награды и собственные заслуги перед страной. «Смешенцев первой степени» ждал концлагерь.

Но одним из сильных людей Третьего рейха был рейхсмаршал авиации Геринг, а у него было присловье: «Я сам решаю, кто здесь у меня еврей!»

Когда ему понадобился ценный военный специалист, летчик Эрхард Мильх, в будущем маршал авиации и его заместитель, тому придумали новую биографию, Мильх стал незаконнорожденным сыном немецкого аристократа, безупречного арийца.

С Мелиттой поступили проще. К этому времени она стала знаменитым летчиком-испытателем, работала в Германском институте испытаний авиационной техники, командовала испытательным экипажем при Академии ВВС. Ее слава была не такой громкой, как у летчицы-рекордсменки Ханны Райч, но для военной авиации она значила больше. Мелитта фон Штауффенберг была ученым, ценным техническим специалистом – испытывая самолеты, она работала над их конструкцией.

Заявления на подтверждение арийства подали тысячи «смешенцев первой степени», удовлетворено было только несколько десятков, в том числе и ее. Эта бумага спасла от концлагеря не только Мелитту, но и ее родных. Все они на свой лад приносили пользу Германии: брат Мелитты, биолог, работал над «бобами Гитлера», был селекционером стратегически важной сои.

Мы не знаем, о чем она думала, когда во время «Хрустальной ночи» штурмовики громили еврейские магазины, когда люди ходили с пришитой к одежде желтой шестиконечной звездой, жили в особых «еврейских домах», когда их отправляли в Аушвиц. Человек всегда найдет способ успокоить свою совесть. Душевный разлад она заглушала работой на износ: знаменитый пикировщик Ю-88 должен был стать еще смертоносней, и графиня делала то, что было выше человеческих сил.

До 15 заходов в пике в день, когда за несколько секунд самолет падал с 5000 до 1000 метров – всего ею было совершено более 2000 пикирований, этот рекорд в будущем перекрыл только один летчик. Через несколько лет она полностью выгорела, высохла, осунулась, лицо Мелитты покрылось морщинами. Ее заслуги перед Третьим рейхом не остались незамеченными: в 1942 году Геринг вручил ей Железный крест II класса. К Железному кресту I класса ее представили в 1944 году.

Офицеры-аристократы были не столько сторонниками, сколько попутчиками Гитлера: военные пытались остановить его еще в конце 30-х, а когда Германия стала терпеть поражения, начали готовить заговор. Он был очень разветвлен, к заговорщикам принадлежали и легендарный полководец Роммель, и военный губернатор Франции генерал-полковник Штюльпнагель, и командующий резервом сухопутных войск генерал-полковник Фромм, и даже берлинский полицай-президент. Душой и мотором заговора был зять Мелитты, Клаус, потерявший на фронте глаз, кисть правой руки и два пальца на левой. Он пытался привлечь к заговору и ее, но Мелитта отказалась.

То, что ей говорил Клаус Шенк фон Штауффенберг, аристократ, интеллектуал и боевой офицер, мы можем себе представить: Германия гибнет, наш долг спасти Отечество. Труднее понять ее, женщину бесстрашную и умную. О масштабах Холокоста стало известно только после падения Третьего рейха, но кое-что знали и тогда. К июлю 1944 года, когда Штауффенберг приехал в «Вольфшанце» с адской машиной, все хоть сколько-нибудь разумные люди понимали, что Гитлер – абсолютное зло, что все, к чему он прикасается, заканчивается катастрофой. Что ее остановило – верность долгу, страх, благодарность?

Гитлер

Бумаги Мелитты сгорели, мы никогда этого не узнаем, но после провала покушения на Гитлера и разгрома заговора вместе со всем семейством Штауффенберг гестапо арестовало и ее. Их отправили в концлагеря, а Мелитту выпустили после полутора месяцев допросов: улик против нее не нашли, к тому же она была ценным специалистом. Ее родственникам приходилось не так туго, как остальным заключенным. Они находились на особом положении, но конец Рейха был близок, и перед тем как опустится занавес, гестапо вполне могло их расстрелять. В свои последние месяцы Мелитта изо всех сил хлопотала о муже и его родне, но это было бесполезно.

Ей не отдали и ребенка Нины, жены Клауса: в концлагере та родила, и малышку отправили в детский дом. Сама она стала графиней Шенк: фамилия фон Штауффенберг оказалась под запретом.

Американский самолет появился, когда Мелитта летела в Баварию: перед концом войны туда перевели самых ценных узников Бухенвальда, в их числе оказался и ее муж. Этот союз был странен. Он – законченный гуманитарий, поэт, почти богема. И она с ее математическим умом, страстью к опасности, любовью к технике. Что у них могло быть общего? Общего, судя по всему, было действительно мало, зато они любили друг друга – это видно по старым, уцелевшим от пожара фотографиям.

Такое ни с чем не спутаешь, немолодые люди напоминают молодоженов: глаза сияют, лица светятся, красавцами их не назовешь, но как же они в эту минуту привлекательны! Она торопилась к нему и слишком поздно заметила вражеский истребитель. Успела уйти к земле, но пулеметная очередь разнесла хвост ее самолетика. Она его все-таки посадила, но самолет ткнулся в землю носом, сломалось шасси. Мелитта ударилась затылком о подголовник кресла пилота, после этого наступила темнота.

Она прожила странную жизнь, но в ее раздвоенности был смысл, который можно счесть поучительным. В страшные, требующие человеческих жертв времена лучше быть не с государством, а с теми, на кого оно ополчилось – тем более если они с тобой одной крови. Мелитта, графиня Шенк, «смешенец 1-й степени» и кавалер Железного креста, так этого и не поняла.

Источник.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Последние десять месяцев в Латвии были теплее нормы

Предыдущие десять месяцев в Латвии были теплее обычного, и ожидается, что декабрь станет одиннадцатым таким месяцем подряд, о чем свидетельствуют данные Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Предыдущие десять месяцев в Латвии были теплее обычного, и ожидается, что декабрь станет одиннадцатым таким месяцем подряд, о чем свидетельствуют данные Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Читать
Загрузка

«Не хочу такие ЕС и Латвию. Хватит»: известие о том, какой контент ограничит YouTube, вызвало бурю

В последние годы все чаще говорится об инклюзивном обществе и все меньше - о здоровом, хорошо тренированном теле, пишет Tautaruna.nra.lv.

В последние годы все чаще говорится об инклюзивном обществе и все меньше - о здоровом, хорошо тренированном теле, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать

Экс-министр Гиргенс: «Я плачу налоги, призываю платить, а что мне за это будет от государства?»

"Каждый человек должен продумать, какова на данный момент ситуация, как себя спасти? Есть группа людей, которая себя спасти уже не может. Большинство из них - пенсионеры, пожилые люди", - сказал в эфире TV24 в программе Preses klubs присяжный адвокат и бывший министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

"Каждый человек должен продумать, какова на данный момент ситуация, как себя спасти? Есть группа людей, которая себя спасти уже не может. Большинство из них - пенсионеры, пожилые люди", - сказал в эфире TV24 в программе Preses klubs присяжный адвокат и бывший министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

Читать

В воскресенье нас ждет сырость и серость, а в Видземе — сильный снегопад

Согласно прогнозам латвийских синоптиков, воскресенье будет сырым и серым.

Согласно прогнозам латвийских синоптиков, воскресенье будет сырым и серым.

Читать

Хотел помочь маме и устроил ДТП: происшествие в Пурвциемсе

В рижском микрорайоне Пурвциемс один молодой человек в условиях интенсивного движения совершил обгон, и кончилось это плохо. Нетерпеливый водитель заехал на встречную полосу и врезался в ехавшую навстречу арендованную автомашину Bolt Drive, но на этом злоключения парня еще не кончились, сообщает программа Degpunktā.

В рижском микрорайоне Пурвциемс один молодой человек в условиях интенсивного движения совершил обгон, и кончилось это плохо. Нетерпеливый водитель заехал на встречную полосу и врезался в ехавшую навстречу арендованную автомашину Bolt Drive, но на этом злоключения парня еще не кончились, сообщает программа Degpunktā.

Читать

«Там нет адептов матери Терезы». Почему Израиль провел в Сирии операцию на опережение и чего он ждет?

С момента падения режима Башара Асада Израиль нанес почти 500 ударов с воздуха, моря и с суши по военным объектам на всей территории Сирии. По данным израильского командования, всего за два дня было уничтожено около 80% сирийского военного потенциала. Израильское руководство явно спешило предотвратить переход сирийского арсенала в руки повстанцев. Но только ли в этом дело?

С момента падения режима Башара Асада Израиль нанес почти 500 ударов с воздуха, моря и с суши по военным объектам на всей территории Сирии. По данным израильского командования, всего за два дня было уничтожено около 80% сирийского военного потенциала. Израильское руководство явно спешило предотвратить переход сирийского арсенала в руки повстанцев. Но только ли в этом дело?

Читать

«Сами уже не знают, как свою дурь подчеркнуть!» — народ возмущен исправлениями в детской книжке

Политкорректность достигла новых высот - оказывается, вывалявшегося в саже утенка Тима больше нельзя называть черным, пишет Tautaruna.nra.lv.

Политкорректность достигла новых высот - оказывается, вывалявшегося в саже утенка Тима больше нельзя называть черным, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать