"То, что происходило с беженцами в Европе в последнее время - это отсутствие контроля и даже хаос" - считает эксперт по терроризму и безопасности, бывший начальник Государственной полиции Валдис Воинс. Взрывы в Париже и массовый психоз в Италии и Англии, которые сейчас активно ищут террористов - это закономерное следствие того, что Европа проспала свои проблемы. Что же будет дальше?
Шевелиться надо было раньше
- После взрывов в Париже и гибели российского самолета многие эксперты сказали, что все это - начало третьей мировой войны. Другие считают, что речь о войне не идет, теракты всегда были и будут. Ваше мнение?
- Нет, речь не о войне, а об усилении террористических угроз, о новых военных конфликтах. Террористы же не выставляют войска и армии, они действуют так, что трудно вообще что-то предвидеть. Европа хотела жить в мире и согласии с конца второй мировой войны. И она, собственно, сама виновата в том, что проглядела тот момент, когда надо было усиливать свою безопасность. Эскалация конфликтов в Северной Африке и Ближнем Востоке случилась не вчера, беженцы тоже появились не в этом году, а раньше. Надо было усиливать меры безопасности вместе с притоком беженцев. Сейчас спохватились, но уже все случилось.
- Вы все-таки связываете массовый приток беженцев с терактами? Очень многие возмущаются, когда вдруг слышат о таких параллелях.
- То, что происходило с беженцами в Европе в последнее время - по сути, это отсутствие контроля и даже хаос. Европа не понимала, кого она приютила. Кто эти люди и что им надо. Под видом беженцев проникли люди, которые не обязательно террористы, но некоторые из них получили опыт войны и насилия. И вот такой человек попадает в благоприятную среду. В Европе сейчас есть много спящих ячеек. Это некие базы, где можно спрятаться, получить новые документы. Представьте, что приезжает такой человек в Европу изначально без дурных намерений, но его приютили, обогрели, а потом профессионально обработали.
- Так что должны были сделать спецслужбы? Не пускать этих людей?
- Не всегда вопрос упирается в спецслужбы. Может быть, надо было раньше дать денег Турции на этих беженцев, предвидеть, что случится в Северной Африке. Сейчас, когда все уже случилось, Европа начала шевелиться.
Люди из Латвии воюют в ИГИЛ
- В России те люди, которые воевали в ИГИЛ и вернулись, получают реальный тюремный срок. Но парижские события показали, что многие из задержанных - это те, кто служил в ИГИЛе, и даже был под присмотром спецслужб. Но их до того, как произошли теракты, не трогали. Откуда такая либеральность?
- Это и есть европейская политика, дескать, ну что мы можем ему предъявить.
- Разве не можем? Например, из Латвии, по некоторым данным, тоже 10 человек воюют в ИГИЛ… Неужели не предусмотрено наказание в этом случае?
- Всего 5 человек из Латвии воюют в ИГИЛ. Но неизвестно, что они там делают. Если зайдете на их домашнюю страничку в интернете, то увидите, то ИГИЛ приглашает к себе на работу от разнорабочих до фитнес-инструкторов. ИГИЛ в отличие от Аль-Каиды строит свое государство - халифат. С инфраструктурой - школами, больницами и пр. Поэтому им нужны разного рода специалисты. Что конкретно делают в ИГИЛ люди из Латвии - мы не знаем. По латвийским законам, за участие в запрещенных организациях предусмотрена уголовная ответственность.
Но и это не главное. Если возвратиться к парижским террористам, важнее то, что эти преступники были среди простых людей. Они были парижанами, держали кафе. Ведь много терактов совершают люди, которые родились у выходцев с Востока, давно осевших в Европе, их дети и внуки получили здесь образование, многие из них уже не знают язык предков. Как они становятся террористами? Они радикализируются на сайтах, которые пишутся на английском, а не на арабском языке.
Вспомним, как в 2004 году на одной из улиц в восточной части Амстердама был убит известный голландский кинорежиссер Тео Ван Гог. Он всего лишь снял 10-минутный фильм о роли женщины в исламском мире. И его за это зарезал молодой марроканец, который родился в Нидерландах, получил там хорошее образование.
Чужой среди своих
- В чем фишка этой идеологии, которая способна так сильно влиять на мозги молодого западного поколения мусульман?
- Все эти молодые террористы, которые взрывали в Англии метро, говорили потом, что они не чувствуют себя как дома. Вроде бы у них есть британские паспорта, хорошая работа и квартира, но все-равно они ощущают себя чужаками. И это их угнетает. Но и это не единственная причина. В Латвии, например, есть люди, которые принимают ислам. Зачем им это нужно? В исламе очень многие вещи прописаны привлекательно, вербовкой занимаются хорошие психологи. Нам надо что-то противопоставить этому. Но кто будет этим заниматься?
Вывод прост: политика мультикультурализма не дала результатов. В Европе вместо интеграции образовалось много закрытых общин, которые живут по своим внутренним законам: дети в школу не ходят, женщины язык не учат и т.д.
Еще одна угроза - это интернет. Представьте молодого человека, который испытывает пустоту и сметение в душе. Он начинает искать какой-то духовный путь. И вот он заходит на исламистский сайт. Там можно найти что угодно - от идеологии до рецептов, как из скороварки или газового баллона сделать бомбу.
- Террористы могут перенести свою активность в страны Восточной Европы, в том числе, в Латвию?
- Ничего исключать нельзя. Никто не может гарантировать, что какой-то человек сидя дома и не давая повода ни для каких подозрений, не начитается идейных проповедников террора, как Брейвик в Норвегии, не купит аммиачную селитру, не сделает бомбу и не взорвет ее в машине в людном месте. Но одно государство в мире этого не может проконтролировать.
Не секрет же, что к нам приезжают эмиссары с Востока, везут какие-то материалы, проводят встречи в латвийском центре ислама...
- А кто-то следит за этими гостями?
- Мы демократическое государство. Но кто-то, наверное, следит... Наши местные мусульмане, спокойные, лояльные люди. Но у них есть родственники в других странах, у тех тоже есть родственники, друзья, которые могут приехать сюда погостить. Что у них в голове - мы не знаем. Если в Европе сильно закрутят гайки, террористы могут, конечно, и к нам пожаловать. Вот вам для примера: когда не было такого строгого досмотра в аэропортах, никто не готовил смертников. Делали бомбы с дистанционным управлением и подкладывали в багаж. Как только контроль ужесточили, джихадисты стали искать другие способы и тогда начали воспитывать шахидов. То есть на каждую меру защиты террористы ищут свой ответ. Но я думаю, не надо нам впадать в панику.
Как ослабить ИГИЛ
- С точки зрения обывателя непонятно, почему государства Запада с мощнейшим вооружением и могучей разведкой столько времени не могут справиться с бандформированиями ИГИЛ.
- Знаете, пока, как во Второй мировой войне, пехота не пройдет и не зачистит территорию от противника, победы не будет. Конечно, ИГИЛ несет потери от ракетно-бомбовых ударов, но важно прекратить финансовую подпитку и перекрыть сбыт нефти с месторождений, захваченных ИГИЛ. Ведь нетрудно установить, кто покупает эту нефть. Можно выяснить денежные транши частных лиц и организаций через конкретные банки и перекрыть их. И это сразу же резко ослабит ИГИЛ.
- Как будут разворачиваться события в Европе?
- Сейчас, конечно, пик повышенной бдительности - везде все проверяют. Выявят нелегальных мигрантов, выдворят или поставят на учет- будет уже спокойнее. Но постоянно держать такой режим проверок невозможно. Для государства он экономически очень затратен - это дополнительные ресурсы, кадры. Но если поддерживать плановый профессиональный режим контроля, то мы много что сможем предупредить.
Ольга КНЯЗЕВА.