Таких необычных животных увидел в далеком Марокко читатель "7 секретов"!
Известный латвийский артист балета и хореограф Леон Звиедрис в свое время прославился тем, что на протяжении многих лет выступал с огромной питонихой по кличке Бубу. К сожалению, его длиннющая подопечная умерла от старости. А сам рижанин сейчас на пенсии, поскольку артисты балета выходят на заслуженный отдых довольно рано — после 20 лет выступления на профессиональной сцене. Чем заняться в свободное время? Конечно, самый лучший вариант — поехать в какое–нибудь путешествие. Однако на латвийскую пенсию, как известно, особенно не разгуляешься.
И тут Леон вышел из положения, отправившись в далекую Африку, а конкретно — в Марокко. Тем самым он убил сразу двух зайцев. С одной стороны, побывал в экзотическом месте, а с другой — пожил в свое удовольствие, поскольку на Черном континенте цены невероятно низкие. Скажем, за сутки в отеле с него порой брали всего–навсего пять евро. Питание тоже чрезвычайно дешевое. Конечно, по сравнению с Европой. Национальная валюта Марокко называется дирхем. За 1 евро дают около 11 дирхемов. А хороший обед в ресторане стоит 30 марокканских дирхемов.
— То есть всего за 2–3 евро ты можешь посидеть там как белый человек. К тому же я часто покупал продукты питания на базаре и сам себе готовил на кухне. Скажем, килограмм помидоров или картофеля мне обходился в каких–то 10 центов. Для сравнения: на рижском Центральном базаре в овощном павильоне (я как раз там побывал сегодня утром) килограмм картошки стоит 35–50 центов. В общем, в Марокко мне достаточно было всего одного евро, чтобы как следует поесть в своем гостиничном номере.
— Почему вы отправились именно в Марокко?
— Конечно, свою роль сыграли именно низкие цены. С другой стороны, немалое значение для меня имело то, что я оказался вдали от цивилизации. Как обычно поступают наши люди? Правильно, они заказывают путевку, а потом селятся в типовом отеле где–нибудь в Египте, Турции или Болгарии. Суть везде одна: теплое море, пляж и хороший шведский стол. Таким туристам даже никакие достопримечательности не нужны. Как–то я пообщался с одной семейной парой, которая отдыхала в Хургаде уже в пятый раз. Оказалось, они ни разу не видели египетских пирамид, потому что им попросту было лень отправиться на экскурсию. Все время отпуска они валялись на песке под зонтиком, поглощая в немеренных количествах еду. Как известно, в дорогих отелях "все включено", то есть можно есть столько, сколько в тебя влезет. Я так не могу. Мне нужно побывать в шкуре местных жителей. В итоге я отправился на самолете сначала в Стамбул, откуда вылетел в 3,3–миллионную Касабланку, крупнейший в Марокко город, расположенный на берегу Атлантического океана.
Затем я пересел на поезд и поехал в Эль–Джадиду. Этот город знаменит своей старой португальской крепостью, которая считается памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. После чего я еще не раз менял место обитания. Так, в одном пункте я жил в шикарных апартаментах, за которые с меня запросили "аж" 15 евро в сутки. А поскольку я поторговался, то заплатил намного меньше.
К моим услугам были гостиная, две спальни, кухня, ванна и туалет. Последний мне как раз очень понадобился, поскольку моя акклиматизация явно затянулась. Она продолжалась в течение двух недель. Я имею в виду, извините, самую обычную диарею. Первую неделю я просто провел на унитазе. Хотя набрал с собой всевозможных препаратов. Но, увы, ничего не помогало. Спасло лишь обращение в местную аптеку. Мне дали какие–то особенные порошки "для европейцев". И вскоре проблему как рукой сняло. Я даже запросто мог есть даже самые острые национальные блюда.
— Что именно?
— Все марокканцы едят таджин. Это своего рода мясная запеканка. Существуют сотни рецептов таджина. Но суть остается одна: берутся картофель, баклажаны, фасоль, нут (крупный восточный горох), помидоры, морковь или какие–то другие овощи, которые тушатся вместе с тем или иным мясом — говядиной, бараниной или курицей. В качестве приправы используются различные пряности. Блюдо долго тушится на очень слабом огне. Еще мне давали суп под названием харира — из баранины и чечевицы. Эта харира — одно из классических блюд марокканской кухни. Примерно, как борщ на Украине.
Я постоянно пил апельсиновый сок. Разумеется, только свежевыжатый, поскольку плоды там повсюду. Правда, поначалу я не мог понять, почему сок такой сладкий. Оказалось, они в каждый стакан кладут чуть ли не три чайные ложки сахара. Марокканцы — ужасные сластены. С другой стороны, конфеты у них очень дорогие. Я специально взял из Риги пару десятков небольших коробочек с карамельками для африканских детей. Они были в восторге от доброго европейского дяди.
Мы общались жестами, поскольку я ни слова не знал на арабском, а по–английски они не понимают. Но постепенно освоился. Скажем, научился считать до пяти (вахид, жуж, талата, арба, хамса), а потом стал записывать названия различных товаров. Приходил в кафе и заказывал: мол, дайте мне батату (картошку) с пуле (курицей). А еще просил лмы, то есть воды. А в лавке по соседству говорил: дайте мне жуж лма, то есть пару бутылочек воды. Услышав мой "арабский", продавец даже выбежал из–за прилавка, бросился на шею и начал обниматься.
Интересно, что слово "айва" означает "да". Кстати, в Латвии часто встречается имя Айва. Как–то побывал на одном футбольном матче (марокканцы все помешаны на этом виде спорта), а там так: когда болельщикам что–то нравится, они дружно кричат: "Айва! Айва!" В общем, одобряют то или иное действие на поле. Некоторые слова звучат очень ласково. Скажем, "билей" — это "ночь". Конечно, я произношу так, как могу. Так что пусть ваши читатели–арабисты на меня не обижаются.
— Что вам особенно запомнилось в Марокко?
— Если я начну перечислять, то не хватит всего номера "7 секретов"! Но поскольку сейчас наступил год Козы, то не могу не упомянуть об уникальных марокканских козочках, которые… лазают по деревьям. Да–да! Если бы я не увидел их своими глазами, то наверняка сказал, что такого не может быть. Потому что все мы знаем, что козы едят траву на полях. Однако в пустынной Марокко с последними явная напряженка. В итоге изголодавшиеся жвачные вынуждены искать пропитание где придется.
Нужда и заставила их залезть на 10–метровую высоту, где они и "пасутся", обгладывая листья аргании — так называются эти деревья. Все они с рождения обладают отличной способностью удерживать равновесие в самых неустойчивых местах. Я просто поражался, глядя на то, какие пируэты совершали эти "циркачки". Недаром Марокко называют страной летающих коз.
К слову, такой способ добычи пищи приносит большую пользу и самим деревьям. Находясь на них, парнокопытные невольно собирают на своей шерсти семена, а затем разносят их на большие расстояния. Получается, они, сами того не ведая, расширяют ареал распространения деревьев, а значит, и зону своего собственного обитания. Но сегодня аргания растет только на юго–западе Марокко, на окраинах Сахары, хотя раньше она занимала большие площади в Северной Африке и даже на юге Европы. Аргановое масло считается лечебным, поскольку благотворно влияет на сердечно–сосудистую систему человека. Кроме того, его применяют для создания эксклюзивной и невероятно дорогой косметики. Впрочем, жители пустыни издревле использовали его для приготовления различных блюд.
15 января 2015. №02