«В латгальском регионе, где условно происходит действие фильма [Би-Би-си «Третья мировая война»], в свое время 62 тыс. граждан проголосовали за латышский язык как единственный государственный, а 78 тыс. — за русский как второй государственный. Конечно, не все, кто голосовал за русский язык в Латвии, являются этническими русскими. Среди них есть и обрусевшие украинцы, белорусы, азербайджанцы, армяне и даже латыши, потерявшие связь с родным языком, и это очень прискорбно. Надо признать — это победа советских меньшинств. С чужим языком этим людям навязан определенный образ мышления, даже если они сами этого и не осознают», — пишет в Latvijas Avīze латвийская писательница, переводчица и дипломат Анна Жигуре.
Эйфория от победы на референдуме затмила для латышей тревожную статистику: ведь четверть проголосовавших выступили за русский язык как второй государственный.
«273 тыс. избирателей или почти 25% от всех, кто участвовал в голосовании, настаивали на втором государственном языке — русском. Поэтому Домбровскис обратился к министрам своего правительства с предложением: как поступить, чтобы содействовать их принадлежности к Латвии и укреплять роль латышского языка в единении общества. Уже давно позабылось, что министры тогда говорили, но кажется, что никаких особых успехов в этом вопросе достигнуто не было.
По мнению Жигуре, 18 февраля должен стать Днем государственного языка, а по улицам страны в этот день должны торжественно развеваться флаги Латвии.