А в демократическом Конго тем временем назревает сразу несколько кризисов. После завершения Великой Конголезской войны регулярно на востоке страны происходят афтершоки в виде локальных восстаний, беспорядков, межэтнических столкновений. Из-за решения Жозефа Кабилы идти на третий срок политическое насилие только растёт, а выборы откладываются уже второй год.
В Киву и Итури продолжается война с повстанцами, с сентября 2016-го богатый золотом, алмазами и кобальтом регион Касаи захлестнула волна откровенного бандитизма, связанная с переделом собственности. Наконец, в последние полгода в провинции Танганьика пигмеи, которым надоело быть людьми второго сорта на своей земле, перешли к этническим чисткам, массово изгоняя "понаехавших" банту.
В столице и крупных городах оппозиция регулярно бузит, с демонстрациями, беспорядками и битвами с полицией.
19 марта 2018 года заместитель генерального секретаря ООН Марк Лоукок заявил, что 13,1 миллионов конголезцев нуждаются в гуманитарной помощи, из них 7,7 миллионов сталкиваются с серьёзной нехваткой продовольствия. Количество беженцев достигло 4,5 миллионов, из них 670 тысяч бежали в соседние страны. В стране также бушует самая крупная со времён войны эпидемия холеры.
Отдельные представители гуманитарных организаций называют происходящее на востоке Конго "мега-кризисом".
23 марта Совбез ООН принял единогласно резолюцию, где констатировал в Конго гуманитарный кризис наивысшего, 3-го уровня. И решил созвать в Женеве конференцию доноров, чтобы собрать требуемые для преодоления кризиса 1,7 миллиарда долларов.
Эти решения вызвали крайне резкую реакцию властей Конго. Они отказались участвовать в конференции и прекратили всякое сотрудничество с международными организациями. Конголезские власти обвиняют ООН в "грубом преувеличении" ситуации и распространению "отрицательного имиджа Конго во всём мире".
"Признавая, что наша страна сталкивается с определёнными трудностями, поднятие гуманитарной ситуации до высшего уровня является ничем неоправданным и действует как тормоз для развития страны, препятствуя инвестициям" – заявил премьер-министр Жозеф Макила.
В Киншасу срочно отправилась делегация ЕС , чтобы переубедить власти.
На этой неделе Совбез ООН снова обсуждал ситуацию в Конго – теперь в контексте проведения выборов. 27 марта единогласно была принята предложенная Францией резолюция о необходимости проведения всеобщих выборов 23 декабря 2018 года и готовности международного сообщества "сделать всё возможное для того, чтобы выборы прошли в условиях прозрачности, доверия, открытости и безопасности". Генсекретарю ООН Гутьерресу предложено в 90-дневный срок подготовить предложения по наращиванию миротворческой миссии ООН в Конго с этой целью.
Власти Конго снова протестуют, заявив, что это такое расширение мандата миссии ООН неправомерно и является недопустимым вмешательством во внутренние дела Конго, напоминая что задача миссии сводится к восстановлению мира и безопасности на востоке страны.
Наконец, с начала года обострились отношения Киншасы с работающими в стране западными горнодобывающими кампаниями во главе с "Гленкором" и "Ренголдом". Президент Кабила занялся изменением Горного кодекса 2002 года, который, по его мнению, благоприятствует иностранным инвесторам в ущерб конголезской экономике.
Предусмотрено повышение налогов на добычу полезных ископаемых с 2 на 10 %, а также введение 50 % налога на сверхприбыли (в том случае, когда цена на мировом рынке за год вырастает на 25 % и больше, как это произошло с кобальтом и медью). Западные компании решительно протестуют.