В этом и будущем годах для экономики Латвии прогнозируется весьма стремительный рост – на 4-5% в год. Улучшение внешнего спроса усилит приток инвестиций и рост экспорта. Увеличение зарплат и численности рабочих мест будет подпитывать потребление домохозяйств. Безработица продолжит падать при умеренной инфляции. Но такие вроде бы комфортабельные и беззаботные перспективы таят в себе среднесрочные риски. И главный из них – перегрев рынка труда. Для Латвии эти риски могут серьезно усугубиться в 2016 году, а возможно и раньше, уже во второй половине 2015 года.
Такой вывод содержится в новом обзоре экономики от Swedbank, презентацию которого провели сегодня главный экономист Swedbank в Латвии Мартиньш Казакс и старший экономист Лия Страшун.
Рынок труда сегодня таит в себе главный риск для долгосрочно устойчивого роста. Его нагрев (то есть, когда зарплаты растут гораздо быстрее производительности) поначалу подстегивает потребление и, соответственно, ускоряет рост внутреннего валового продукта (ВВП). Но, если это продолжается долго, падает конкурентоспособность и появляется риск резкой коррекции. А именно, с ростом издержек, снижением конкурентоспособности и началом стагнации экспорта у жителей поубавится оптимизма и готовности тратить, а у предпринимателей упадет желание инвестировать, что затормозит экономику. С нагревом рынка труда в ближайшую пару лет рост ВВП может оказаться куда выше 4-5%, но затем, вероятнее всего, последует резкое торможение.
„Рост зарплат необходим для улучшения качества жизни и сокращения эмиграции. Но прибавка к зарплате должна быть заработанной. Незаработанный, или непокрытый ростом производительности подъем зарплат означает рост издержек для предпринимателей, снижающий их конкурентоспособность и порождающий финансовые проблемы. В результате, вероятнее всего, придется сокращать персонал, и безработица пойдет вверх. Предприниматели сознают это и инвестируют в повышение производительности, но от них самих зависит далеко не все. На наш взгляд, эффективный способ снижения риска перегрева − структурные реформы, способствующие росту производительности труда. Реформы проводить лучше в годы роста, тогда это не так болезненно. К сожалению, нынешний экономический рост и близость выборов снижают желание политиков проводить подобные реформы. Это означает постепенный рост несбалансированности рынка труда”, отмечает Лия Страшун.
В Латвии развитие расширится: экспорт и инвестиции снова ускорят рост
В мире и Европе рост постепенно набирает силу, настроения улучшаются, процентные ставки еще сравнительно долго будут низкими. Поэтому рост экономики Латвии в ближайшую пару лет будет все сильнее опираться на экспорт – как прямо, когда объемы экспорта увеличиваются вслед за повышением зарубежного спроса, так и косвенно, когда рост экспорта стимулирует инвестиции. Темпы роста частного потребления немного притормозит инфляция, но домохозяйства будут зарабатывать и тратить больше. В этом году потребление домохозяйств, вероятнее всего, будет расти немного быстрее экспорта, но в 2015 году экспорт вновь вырвется вперед.
В 3-м квартале 2013 года объемы экспорта были меньше чем годом ранее, но это кратковременный спад, в большой мере отражающий рекордный урожай зерновых 2012 года и остановку производства Liepājas metalurgs весной прошлого года. Тем временем по остальным группам товаров экспорт в большинстве случаев продолжал расти. Увеличивается также экспорт услуг, поскольку спад грузоперевозок компенсируется подъемом туризма и коммерческих услуг. Так что сейчас в сфере экспорта ситуация по-прежнему остается довольно хорошей.
Как экономисты Swedbank уже предупреждали ранее, инвестиционная активность в прошлом году была очень вялой. В 2014 году инвестициям следовало бы набрать силу (особенно в частном секторе) по двум причинам. Во-первых, велика потребность в инвестициях, определяемая такими факторами как высокая загруженность мощностей, необходимость развития инфраструктуры и наращения производительности для ослабления давления зарплат на издержки и конкурентоспособность. Во-вторых, у предприятий есть возможности инвестировать – долговое бремя уменьшилось, объем вкладов вырос, поступают платежи из фондов ЕС за проекты предыдущего периода, процентные ставки невысоки. Но в 2015 году прирост инвестиций немного замедлится, так как предприятия отложат инвестирование в ожидании финансирования из фондов ЕС в рамках нового периода планирования (видимо, средства фондов ЕС станут доступны лишь во второй половине 2015 года или в 2016 году, когда будут улажены административные формальности).
Покупательная способность населения Латвии продолжит рост, потребление тоже возрастет
Безработица продолжит сокращаться, предприятиям станет все труднее находить работников, зарплаты будут расти, но в ближайшие год-два конкурентоспособность от этого еще резко не ухудшится. В прошлом году средняя брутто зарплата росла немного быстрее производительности, но конкурентоспособность сохранялась сравнительно хорошей и занятость продолжала расти. Ожидается, что в ближайшие два года численность занятых продолжит повышаться на 1.5-2% в год. Удельный вес ищущих работу в 2015 году уже стабильно будет ниже 10%, и давление к повышению зарплат усилится. Средняя брутто зарплата в ближайшую пару лет может расти на 6-7% в год (в этом году частично также за счет повышения минимальной заработной платы).
В ближайшую пару лет инфляция, вероятнее всего, будет умеренной и не вызывающей головной боли, поскольку постепенно растущее давление местных факторов на цены будет ограничиваться благоприятной динамикой мировых цен на сырье. Снижение тарифов на природный газ и отопление (благодаря снижению мировых цен на нефть) будет отчасти компенсировано ростом тарифов на электричество (вслед за апрельской либерализацией рынка электроэнергии для домохозяйств) и намечаемым Rīgas Ūdens подъемом тарифов на водоснабжение в начале лета. Инфляция в Латвии в этом году составит около 2.5%. В 2015 году рост потребительских цен немного ускорится (в том числе с ослаблением евро к доллару США), но все равно будет ниже 3%.
Мировой рост неравномерен и очень зависим от политических решений
„На мировую экономику в целом мы смотрим с осторожным оптимизмом и прогнозируем, что в ближайшие два года рост наберет обороты и приблизится к 4%. Хотя в прошлом году было много фальстартов, данные конца года показывают, что рост становится сильнее. Но динамика неравномерна. В последующие годы сравнительно мощный рост ожидает лишь некоторые, зато крупные экономики (США, Великобритания и Германия), в то время как многие другие продолжат борьбу с рецессией или медленным развитием”, считает Мартиньш Казакс.
Общемировой рост понемногу ускоряется, и финансовые рынки постепенно привыкнут к сокращению объема монетарных стимулов. Слабое инфляционное давление в силу сравнительно низкой загруженности мощностей, очень умеренный рост зарплат, довольно стабильные цены на сырье и усиливающее конкуренцию развитие технологий − такой базовый сценарий экономисты Swedbank оценивают с вероятностью 70%. Тем не менее, риск резких негативных колебаний по-прежнему сохраняется, хотя вероятность худшего сценария немного снизилась и на данный момент по оценке экономистов Swedbank составляет 15% − ровно столько же, сколько для лучшего сценария с более динамичным ростом.
Главным вызовом для центробанков и политиков будет адекватное реагирование на резкие колебания и зачастую противоречивые тенденции. В США основное внимание будет уделено сокращению монетарных стимулов и повышению процентных ставок, что может вызвать резкие колебания на все еще шатком жилищном рынке и пережившем стремительный подъем рынке акций. В еврозоне принятие решений будет еще труднее. Срочнейшими вызовами являются высокая безработица, низкая инфляция и риск дефляции, что из-за большого долгового бремени делает оздоровление экономики медленным и тяжелым. В такой ситуации действия и коммуникационные способности Европейского центрального банка (ЕЦБ) сыграют решающую роль.
Пока же ЕЦБ сохраняет выжидательную позицию и, по мнению экономистов Swedbank, вероятнее всего сохранит базовую ставку на уровне 0.25%. Но, если инфляция продолжит снижение, будут предприняты новые меры поддержки. Многое зависит от создания банковского союза, результатов стресс-тестов банков и последующих действий. Политические решения будут иметь решающее значение и во многих развивающихся странах, которым потребуется способность адаптироваться к повышению процентных ставок и замедлению роста экономики Китая.