Пожаловаться в Совбез
Привлечь в качестве арбитра в назревающем конфликте Совет Безопасности ООН (точнее, его антитеррористический комитет) — эту мысль высказала глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
«Статья 3 резолюции Генассамблеи ООН "Определение агрессии" говорит, что нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, может квалифицироваться даже как акт агрессии», — пояснила Яровая.
Впрочем, как раз этого Анкара не боится. Турецкие власти уже сами в письменной форме проинформировали генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и правительства пяти постоянных членов Совета Безопасности об инциденте с российским Су-24. Президент Эрдоган настаивает на том, что турецкие военные не знали, чей самолет сбивают.
Найти и покарать
«Мы расцениваем эту акцию как преступление и как пособничество террористам», — заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин 25 ноября, принимая в нижней палате российского парламента главу МИД Сирии Валида Муаллема. По словам Нарышкина, у этого преступления есть ответственные лица. «Они должны быть найдены и в уголовном порядке наказаны», — подчеркнул председатель Госдумы.
Эти слова коррелируют с ранее данным обещанием президента Владимира Путина найти и покарать в любой точке земного шара террористов, ответственных за уничтожение российского авиалайнера А321 в небе над Синаем. Хотя адресаты все-таки разные: в Египте — безымянные боевики ИГ («Исламское государство», террористическая организация, запрещенная в России решением суда), в Турции — военнослужащие турецкой армии, исполнявшие приказы своего командования.
Зато боевики, расстрелявшие на сирийской территории катапультировавшегося пилота Пешкова, явно нарушили Женевскую конвенцию. Вот их можно преследовать по международному праву. Более того, блогеры уже установили, что это с высокой долей вероятности сделал Альпаслан Челик, сын бывшего мэра турецкого города Кебан, уехавший в Ирак воевать на стороне туркменов. В сети опубликовано фото, на котором Альпаслан позирует с деталями парашюта российского летчика. А уголовное преследование Челика немедленно поставит вопрос о роли Турции и турецких граждан в военном конфликте на территории Сирии.
Отменить «все межгосударственные контакты с Турцией до лучших времен» предложил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) также рекомендовал заморозить дипломатические отношения с Турцией, да еще и отозвать из страны российского посла. «Иначе на нас дальше будут во всем мире плевать и не ставить ни в грош, сбивать самолеты и уничтожать граждан»,— эмоционально пояснил парламентарий в интервью «Коммерсанту».Первый дипломатический ответ на случившееся уже дан: Сергей Лавров отменил свой визит в Турцию, намечавшийся на 25 ноября. Это необязательно означает полную заморозку отношений: в свое время к разрыву дипломатических связей не привел даже знаменитый разворот покойного экс-премьера Евгения Примакова над Атлантикой в ответ на начало бомбардировки Югославии силами НАТО. Однако в сложившихся условиях отмена визита — это, пожалуй, адекватный ответ на языке дипломатического действия.
Закрыть «Турецкий поток»
В глобальном мире сворачивание экономических связей — одна из самых эффективных мер воздействия на недружественное государство. «Мы можем давить экономически: через трубопровод "Голубой поток", через совместные предприятия, через наши долгосрочные проекты, например, планы по строительству в Турции АЭС "Аккую"», — заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Закрытие «Турецкого потока» считает возможным и глава РСПП Александр Шохин. Наконец, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «ситуация по проекту будет тщательно изучена».
Гудбай, еда!
Продуктовое эмбарго, которое Россия ввела в 2014 году в ответ на санкции ряда западных стран, было на редкость эффективным. Даже заморозка банковских счетов как традиционная мера экономического давления не произведет такого мощного психологического воздействия. Запретить импорт продуктов из Турции предложил член Общественной палаты Павел Сычев — напомним, что он уже активно выступал по теме продуктового эмбарго в августе 2014 года, когда в ответ на предложения некоторых политиков раздавать конфискованные продукты нуждающимся объяснял, что сыры и хамон, изъятые на границе, могут быть опасны для здоровья из-за нарушения условий транспортировки и хранения.
Роспотребнадзор запретил пока импорт курятины с одного из турецких предприятий. Эффектный и умный шаг: по курятине и мясу птицы Россия сумела добиться импортозамещения, так что российские потребители не пострадают. Другое дело — запрет на все продовольствие. Его из Турции ввозится много, особенно поток увеличился после введения продуктового эмбарго для стран Запада. Альтернатива турецким помидорам — Южная Америка, Сербия, Македония, но как это скажется на цене — трудно предугадать. В любом случае это требует времени.
Стоп туризм
Эту меру в качестве рекомендации предложил МИД, его поддержал глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков. Основная мотивация — забота о безопасности россиян. «Недавний теракт в Анкаре (в октябре) был организован представителями ИГ, теракт был очень мощным, и где гарантии того, что российские туристы не станут целью нового теракта?» — заявил депутат. И пояснил: если правительство Турции совершает враждебные акции в отношении российской авиации, то как можно надеяться на то, что с российскими туристами в стране ничего не случится? «Там разбиваются автобусы с нашими отдыхающими, там действуют экстремисты, там есть угроза терроризма. Теперь еще и неприкрытое нападение на наш самолет в Сирии. Все это повод отказаться от туризма в этой стране», — вторит Пушкову Владимир Жириновский.
Прямых запретов не было, только рекомендации: МИД рекомендовал Ростуризму, Ростуризм посоветовал операторам отказаться от продаж туров. Уже к полудню 25 ноября все ведущие компании совету вняли. И это может быть более чем действенной мерой экономического давления: по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2014 году Турцию посетили порядка трех миллионов россиян, средний турист оставил в стране полторы тысячи долларов. То есть на турпотоке из России Турция зарабатывает до 5 миллиардов долларов в год.
Прекратить авиасообщение
Остановка продажи туров еще не означает, что в страну нельзя въехать: есть регулярные рейсы, а в эпоху интернета большинство в состоянии самостоятельно заказать себе в стране пребывания отель и трансфер. Вариант полного прекращения авиасообщения не исключил Алексей Пушков. «Турция сейчас для россиян опасная страна, и возможно, необходимо распространить на нее временно меру с прекращением авиасообщения», — заметил он.
А вице-спикер Госдумы от «Справедливой России» Николай Левичев уже в день крушения российского Су-24 оперативно направил главе Росавиации Александру Нерадько письмо, предложив прекратить авиасообщение с Турцией, «пока не будут приняты исчерпывающие меры по устранению любых возможных источников террористической угрозы в турецких аэропортах». Аналогичная мера уже была принята после крушения российского самолета A321 в небе над Синаем в результате террористического акта: Владимир Путин 6 ноября подписал указ о временном приостановлении авиасообщения с Египтом на всех регулярных, чартерных и транзитных рейсах.
Без виз
Даже после того как Москва закрыла полеты в Египет, российские туристы наладили альтернативные маршруты туда через Минск. В случае с Турцией все произошло еще быстрее: не успели в России остановить продажу путевок, как белорусские туроператоры пообещали организовать отправку россиян в Стамбул.
Помешать этому может только визовый режим, и такое предложение уже есть. Член Общественной палаты РФ, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров направил в Министерство иностранных дел РФ запрос о введении визового режима с Турцией. По его мнению, эта мера поможет «обезопасить российских граждан». Можно предположить, что введение виз Москвой немедленно вызовет симметричный ответ Анкары.
О спорт, ты — мир?
«Спортивные» бойкоты в дипломатии хорошо известны. Сейчас об этом вспомнил член исполкома Российского футбольного союза (РФС), он же вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев, сообщивший в своем Twitter, что исполком РФС рекомендовал клубам не проводить зимние тренировочные сборы в Турции.
Поддержать курдов
Владимир Жириновский напомнил о курдской проблеме. «В ответ мы можем значительно усилить нашу помощь турецким курдам, которых на севере Турции более 20 миллионов человек. Они только и мечтают взять Анкару», — отметил Жириновский.
Россия в сирийском конфликте поддерживает президента Башара Асада — на первый взгляд, странно было бы союзникам Асада обращаться к курдам. Это национальное меньшинство (10 процентов населения Сирии) подвергалось дискриминации: преподавание курдского языка и культуры в школах было запрещено, земли и нефтяные месторождения отдавались арабам, до 300 тысяч курдов вообще имели статус «неграждан». Однако когда в 2011-2012 году в Сирии разгорелась гражданская война и стало очевидно, что Анкара готова поддерживать антиасадовскую оппозицию, курды определились: лучше Асад, чем Турция. Курды, в частности, бойкотировали ряд антиправительственных оппозиционных саммитов и вообще стараются выдерживать в конфликте свою линию.
Насколько долго продержится такой союз курдов с Асадом — непонятно. Как непонятен и формат, в котором Россия может поддерживать откровенно антитурецкие силы в регионе. Впрочем, вряд ли Жириновский говорил о прямых военных действиях против Анкары. Однако курдские повстанцы на его призыв уже отреагировали более чем живо.
«Дорогая Россия, мы, курды, будем рады мстить за ваших пилотов, — написала в Twitter группа Cahit Storm, собирающая средства для христианских беженцев в Курдистане. — Просто дайте нам ПЗРК, мы создадим хорошую бесполетную зону Эрдогану». Пожалуй, от этого приглашения до призыва к прямой войне между Москвой и Анкарой один шаг — такая катастрофическая эскалация выгодна слишком многим сторонам сирийского конфликта. Кто бы мог подумать еще пару месяцев назад, что узел политических противоречий в Леванте затянется в такую тугую петлю.