В рижском Русском доме состоялся весьма необычный ностальгический вечер "Фестиваль музыкантов конца XX века", посвященный славным советским ресторанам, которые давали "кушать" многим артистам самого различного жанра. Даже выставили огромнейший торт, украшенный черным роялем с красноречивой надписью "Рига кабацкая". Как известно, раньше было принято, чтобы в залах играли "живые" артисты, которые развлекали публику. Это считалось престижным. А теперь, увы, в ресторанах царит тишина. В лучшем случае звучит фоновая музыка. В итоге многие заведения позакрывалось. Ведь поесть можно и дома.
Интересно, что торт был украшен и названиями ресторанов: "Луна", "Мелодия", "Ленинград", "Селга", "Таллин", "Росток", "Парус", "Стабурагс", "Синяя птица", "Соната", "Рига", "Молочник", "Арго", "Астория", "Даугава", "Сигулда", "Лидо", "Русе", "Аэропорт", "Щецин", "Метрополь", "Юрас перле" и так далее. Всего несколько десятков наименований. В каждой "точке" кто–нибудь работал. Причем чаще всего безымянный. Популярными становились единицы. С другой стороны, музыканты и сами особо не светились. Зачем привлекать к себе лишнее внимание? Главное, что на хлеб с маслом они и так зарабатывали. Конечно, были особо хлебные места, где можно было получить особенно много чаевых.
"Модный" Владимир Сысоев
Необычную встречу старых друзей организовал легендарный Владимир Сысоев, солист некогда мегапопулярного вокально–инструм
Кроме того, группа побывала на гастролях в Болгарии, Германии, Польше и других странах. По словам супруги Владимира Инны Бессалой, его иногда до сих пор узнают на улице. Хотя он, конечно, сильно изменился, ведь время берет свое. Отметим, совсем скоро, а именно 27 апреля, Сысоев отметит 65–летний юбилей. Тем не менее, несмотря на различные проблемы со здоровьем, он и сегодня в строю. В отличие от многих былых товарищей. Увы… Их помянули минутой молчания.
— Нынче мы чаще всего встречаемся на кладбище. Иногда в месяц хороним по пять–шесть наших. Некоторые ушли совсем молодыми. Уже давно. А кто–то умер совсем недавно. Иные были невероятно популярны, может быть, и не на всю страну или республику, а в своей узкой среде. В своем районе. Но самое главное, что они тоже доставляли радость людям! — отметил Владимир.
Благодарные слушатели
Его жена Инна поведала "7 секретам" о том, что в советское время она ни на чем не играла, а была благодарной слушательницей. С удовольствием посещала рестораны. Скажем, "Луну", "Сигулду", "Щецин", "Росток", "Дзирнавниекс", "Юрас перле". "Помню и ребят–музыкантов
— В советское время после окончания техникума я работала технологом швейного производства, — поведала Юта. — Шила мужские костюмы в Старой Риге в фирме "Латвия". А на Югле мы шили пальто. У моей подруги приятель работал в "Астории" официантом. Мы туда ходили. А мой друг был тренером по теннису. Мы с ним часто где–нибудь сидели. В "Даугаве", "Туристе"…
66–летний басист Борис Банных прославился тем, что был в числе тех, кто в далеком 1971 году открывал в Старой Риге культовое комсомольско–мол
"Я не музыкант, а Борина жена! — улыбнулась супруга знаменитого басиста. — Мы, кстати, познакомились как раз в "Аллегро", в котором я по молодости некоторое время трудилась официанткой. Во время работы между нами проскочила искра. Боря меня приглашал то в кино, то в кафе. В общем, как положено. Были мы в "Юрас перле". Видели там и Ларису Сабо, и Лайму Вайкуле. Потом Борис и сам там играл. Позже я нашла себя в туризме. Много лет проработала экскурсоводом и групповодом в совете по туризму и экскурсиям".
Ильич–конферансь
Среди гостей был и Анатолий Вайшля, который в свое время работал ведущим Рижского эстрадно–концерт
— В Кировском (ныне Верманском), в парке Аркадия, на улице Миера… Все парки действовали, а не простаивали, как сегодня. Мы собирали сотни, а порой и тысячи зрителей. У нас были полные аншлаги. Причем чтобы выступать в каком–то одном месте, нужно было по крайней мере трижды в месяц менять программу. Ведь одно и то же не станешь городить! Еще мы часто выступали в различных организациях. Музыканты лабали, а я вел. Ставка была небольшой (4,5–6 рублей), но мы брали количеством. Иногда было по пять концертов в день!
— А почему сегодня нет концертов?
— Никому это не нужно. Нам все оплачивали "сверху". Не было никаких пресловутых аренд, как сегодня. Мы выступали в рамках обязаловки со стороны горкома. Партия заставляла артистов крутиться как белка в колесе, чтобы "массы" были обслужены по полной программе. Тогда ведь были планы, которые охватывали все стороны жизни, в том числе культурный досуг населения. Это сейчас до людей никому нет дела. А тогда народу старались предоставить лучших музыкантов, лучших артистов. Причем самых разных жанров.
У нас выступали чечеточники, балет, оригинальный жанр, циркачи. В советское время было немало возможностей для самореализации. Работали фабрики, заводы и прочие предприятия. Профсоюзы аккумулировали большие деньги. Заказывали артистов часто целыми автобусами. Мы загружались и отправлялись развлекать коллективы. Как правило, у нас были смешанные "солянки". Публика была в восторге. Тогда люди действительно умели веселиться. Хотя, может быть, и жили скромнее, — улыбнулся Анатолий.
В новые времена он был вынужден переквалифициров