На вопросы "Вестей" отвечают мэр Риги Нил Ушаков и депутаты Рижской думы Михаил Каменецкий и Андрей Козлов.
Ночные дебаты
— На прошлой неделе был установлен очередной рекорд: заседание Рижской думы длилось более 11 часов! Что вы так долго обсуждали?
Нил УШАКОВ: — Мы обсуждали, сколько вопросов каждый депутат имеет право задавать докладчику. Оппозиции очень не понравилось, что Рижская дума решила ввести разумное регулирование в этой области. Мы предложили, что во время заседания думы каждый депутат может задать три вопроса по каждому проекту решения. И это очень либеральное регулирование.
Давайте посчитаем: в Рижской думе работают 60 депутатов, в повестку дня заседания в среднем вносится 100 вопросов. То есть во время заседания депутаты могут задать 18 тысяч вопросов! При этом отмечу, что в других самоуправлениях существует ограничения по времени — например, на вопросы дается 10 минут.
Я подробно рассказываю о нюансах процедуры, которые не волнуют 99,99% рижан, потому что так уж сложилось: оппозиция Рижской думы считает, что самая главная задача оппозиционного депутата — это задавать вопрос. Причем вопросы они задают из серии: а сколько в Риге деревьев? а кустов? а почему? Это, к сожалению, не шутка…
— А почему бы депутату, если он чего–то не знает, не заглянуть на портал Рижской думы? Или не поискать информацию в Интернете?
УЩАКОВ: — Мы не имеем права комментировать профессиональный уровень конкретных депутатов. Если депутат решил, что именно на заседании думы в присутствии всех остальных депутатов и десятка работников думы надо спрашивать о том, сколько в городе деревьев, и удивляться, что это число является динамическим, это его право.
Но скоро выборы, а поскольку единственным бизнес–планом оппозиционных партий Рижской думы является избрание в Сейм, то думу они используют просто как арену или сцену. Мы уже привыкли, что нас, депутатов "Согласия" и "Честь служить Риге!", постоянно обзывают — то идиотами, то ворами, разве что драк на заседании еще не было. Но мы — политики, а если ты пришел в политику, то нечего жаловаться.
Но в думе работают профессиональные специалисты, и совершенно недопустимо, когда оскорбления со стороны оппозиции обрушиваются на людей, которые не являются политиками и никогда политиками не будут. Можете представить себе такую ситуацию: специалисту, который рассказывает о запланированных ремонтных работах, говорят — вы кашляете, это, наверное, сказывается на вашей мозговой деятельности.
И в этой ситуации было принято решение ввести регуляцию, чтобы заседания Рижской думы меньше напоминали восточный базар. И это решение обсуждалось в течение 11 часов!
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Здесь стоит обратить внимание не только на формальную сторону дела. Своим самым главным достижением некоторые представители оппозиции — и прежде всего депутаты от Новой консервативной партии (хотя, на мой взгляд, они не новые консерваторы, а старые лицемеры!) — считают дестабилизацию работы думы. Для них главное — максимально затянуть заседание.
Я понимаю, что г–же Стрике, наверное, намного интереснее находиться в думе, чем дома. На заседаниях она все время пытается перекричать всех — видимо, ей кажется, что именно так и должна вести себя Жанна д’Арк, но выглядит это смешно. И это поведение является заразным, потому что уже и глава фракции консерваторов Янис Борданс позволяет себе абсолютно хамские высказывания. Знаете, я иногда думаю, что если Юта Стрике руководила KNAB, Янис Борданс — Министерством юстиции, а Мартиньш Бондарс — Сбербанком, то у нас все еще не так плохо, могло быть значительно хуже.
В ходе обсуждения слышащий только самого себя г–н Бондарс заявил, что нам, "Согласию" и "Честь служить Риге!", следует определиться: или реализовывать византийское мышление, или повернуться в сторону Запада. Я бы хотел ответить Бондарсу так: если у нас мышление византийское, то у него и ему подобных мышление османских турок, которые умели все только разрушать, а создавать они ничего не умели.
Еще один момент, на который хочется обратить внимание, — это твердая убежденность многих представителей оппозиции — и в особенности "Единства" — в том, что если они произносят что–то с трибуны, то это обязательно является чем–то очень ценным и умным. Но это не так: иногда лучше не выходить на трибуну и не засорять эфир абсолютно неадекватными высказываниями.
— Кстати, о неадекватных высказываниях. Вы будете как–то реагировать на слова Яниса Борданса, назвавшего депутатов фракции "Согласия" и "Честь служить Латвии!" фашистами?
УШАКОВ: — Мы привыкли к тому, что оппозиция нас постоянно обзывает, но есть вещи, которые недопустимы. В связи с высказываниями депутата Яниса Борданса мы обратились в Полицию безопасности.
КАМЕНЕЦКИЙ: — Очень хочется надеяться, что этим высказываниям навсегда бывшего министра юстиции Борданса будет дана оценка. В нормальной стране подобные слова стали бы для политика приговором…
1–й трамвай: маршрут через Центральный рынок
— С марта вступили в силу изменения в маршрутах движения трамваев. С чем это связано?
Андрей КОЗЛОВ: — В прошлом году из Иманты на Юглу начал курсировать 1–й трамвай, совместивший в себе большую часть 4–го и 6–го маршрутов. Но в 1–й маршрут, по которому курсируют новые низкопольные трамваи, по техническим причинам не был включен Центральный рынок — радиус нескольких перекрестков этого не позволял. Поэтому 4–й и 6–й маршруты трамвая были сохранены в сокращенном объеме. А 11–й маршрут был продлен до улицы Аусекля.
1–й маршрут пользуется большой популярностью. Вот цифры: в январе 2017 года 4–й и 6–й трамваи вместе перевезли 1,16 миллиона пассажиров, а в январе 2018 года новый 1–й трамвай перевез 1,25 миллиона пассажиров.
К марту этого года была завершена перестройка необходимых перекрестков, так что теперь низкопольный трамвай может заезжать на Центральный рынок. И поэтому введены некоторые изменения в маршруты трамваев. И самое главное: 1–й трамвай теперь будет ходить через рынок в обоих направлениях. На пути от Иманты до Центрального рынка 1–й трамвай теперь почти полностью дублирует 4–й маршрут, поэтому абсолютно логично, что 4–й маршрут ликвидируется.
В свою очередь, на участке от Юглы до улицы Радио 1–й трамвай полностью дублирует 6–й маршрут — за исключением короткого участка от улицы Радио до улицы Аусекля. И теперь после остановки на улице Радио 1–й трамвай поедет на Центральный рынок, а оттуда — в Иманту. То есть жители Юглы теперь без пересадок смогут доехать до рынка и обратно. В итоге 6–й маршрут ликвидируется, а пересадку с 1–го трамвая на 11–й — чтобы добраться не до Центрального рынка, а до улицы Аусекля — можно будет сделать на трех остановках на улице Барона, где 1–й и 11–й маршруты курсируют параллельно…
Почему вернули блокираторы?
— С 1 июля этого года решено вернуться к системе блокировки колес для неплательщиков на автостоянках. Почему?
КОЗЛОВ: — Дело в том, что сложилась совершенно недопустимая ситуация с долгами за автостоянки. В настоящее время 12 921 владелец автомашин накопил и не оплатил от трех и более счетов на общую сумму 2 573 213 евро! БОльшая часть этих "забывчивых" автовладельцев — 9 341 человек — являются жителями Латвии, и счетов они накопили на 1 345 015 евро. Почти на такую же сумму — 1 228 198 евро — не оплатили счета и иностранцы. Среди неплательщиков есть свои чемпионы: у иностранных должников рекорд принадлежит автовладельцу с 810 счетами на общую сумму 13 762 евро. Латвийский рекордсмен отстает, но все равно выглядит внушительно: 765 квитанций на сумму 12 792 евро.
Учитывая ситуацию, с 1 июля этого года в Риге снова вводится система блокировки колес. Но в обновленной форме: после первого нарушения правил парковки ничего не меняется: квитанция о постоплате — на стекло. Если автовладелец не оплатил первый счет и нарушил правила во второй раз — еще одна квитанция и предупреждение. Если не оплачены два счета и имеет место третье нарушение — еще одна квитанция и блокиратор.
А как еще бороться со злостными неплательщиками? Почему одни должны платить за стоянку, а другие нет? Думаю, что возвращение блокираторов станет превентивной мерой, которая многих удержит от нарушения…
Ина ОШКАЯ.