Способствуют возникновению такого риска несколько факторов: политика тестирования, несоблюдение эпидемиологических требований и низкий охват беженцев вакцинацией. Когда люди бегут из зоны военных действий, вероятно, последнее, о чем они станут думать — это дистанцирование и ношение масок. Но это может создать негативные последствия, поясняют в Центре профилактики и контроля заболеваний (SPKC).
Учитывая сильнейший стресс, которым подверглись украинцы, у многих из них иммунитет ослаблен, поэтому они могут невольно способствовать распространению ковида в обществе. Особенно учитывая скученность в центре поддержки беженцев и в местах, где этих людей приютили.
В этой ситуации, напоминает представитель SPKC Илзе Арая, рекомендации остаются прежними: «Если у человека имеются симптомы недомогания, то он не выходит в общество, значит, он не ходит и в эти информационные центры, где подается заявка на получение статуса беженца».
Но полагаться на то, что инфицированные люди не посещают публичные места, нельзя: новоприбывших украинцев не тестируют всех подряд на коронавирус, анализ делают только тем, у кого есть симптомы респираторно-вирусной инфекции или тех, кто сам об этом попросил. За прошлую неделю выявлено 18 заболевших беженцев.
Риск состоит в том, что в самой Украине охват населения вакцинацией от Covid-19 — всего 34%. В центре поддержки беженцев пункта вакцинации до сих пор нет, потому что спрос низкий. Прививки украинцы могут получить только в лечебных учреждениях или у семейных врачей.
«Сейчас мы видим, что интерес именно к вакцинации от Covid-19 не очень велик, но как только этот интерес вырастет, мы готовы оперативно, сразу же оборудовать кабинет вакцинации [в рижском Доме конгрессов, где действует центр поддержки]», — пояснила руководитель отдела проекта вакцинации Национальной службы здравоохранения Эва Юхневича.
Беженцам, однако, выдают буклеты о медуслугх, в том числе с информацией о возможностях получить прививку от коронавируса, пояснила она.
Фото LETA.