«Нужно софинансировать создание инфраструктуры возле того участка, который купит инвестор и будет его развивать! Это могут быть инженерно-технические сети, или тепло, или вода (а это предприятия Рижской думы), это может быть электричество (и это тоже агентство РД), это может быть асфальтирование дорог... А когда мы хотим, чтобы инвесторы, кроме того, чтобы вложить деньги в свой участок, построив здание, еще и благоустроили всё вокруг за пределами их участка, и в это время мы не освобождаем их от налога на недвижимость — ну, понятно, почему мы проигрываем столицам других Балтийских стран», — сказал бывший мэр.
Если говорить о туризме, то пока никакого прорыва с начала пандемии, по его оценке, не произошло. Несомненно, многие негативные показатели можно списывать на влияние ковида, однако стоит также задаться вопросом: почему нигде не видно рекламы Риги:
«Мы все сидим в социальных сетях — почему мы не видели рекламы Риги? Почему мы видим рекламу Таллина, Вильнюса, Каунаса, Пярну, Тарту, но мы не видели Ригу? Как бедно выглядела Рига на Рождество! Почему все рижане ездили в Огре — смотреть на эту маленькую освещенную улицу, чувствовать запах бальзама и кофе, который продавали на улицах? И почему здесь был просто грязный снег, и ничего не было? Почему у нас на Пасху, опять-таки, тоже ничего не произошло? Были эти качели как во дворе частного дома, которые можно за пару десятков евро купить в Jysk, они постояли, и потом их убрали — потому, наверное, что было стыдно. Лиго на набережной тоже не будет — это политическое решение.
Мне очень не нравится перенос активности в микрорайоны, на периферию из центра. Но, дорогие мои, когда вы приезжаете в другой город — вы ищете центр города, исторический центр, ищете, что вы там можете посмотреть!
А потом уже можете уехать на окраину, если там есть что-то интересное. У нас в центре города не происходит ничего. Можно посмотреть программу праздника города, Дней Риги — она никакая. Да, есть отдельные какие-то интересные (на бумаге) точки в Чиекуркалнсе, в Саркандаугаве, Болдерае, Плявниеках. Но те же жители Плявниеков всегда едут в центр города.
Смотрите — у нас пропал Staro Rīga, другие фестивали. И здесь самое главное, я считаю — у города нет амбиций столицы, нет такого, что Рига — это звучит гордо! Вот этого нет. Есть известная провинциальность».
По оценке Олега Бурова, был начат и заброшен также проект создания пешеходной улицы. Но, приезжая в какой-то город, туристы ищут именно променад, пешеходную улицу, где много кафе и магазинов.
«У нас такого до сих пор нет. Есть только Старая Рига, где наряду с пешеходами движется и автотранспорт».
Всего вышеперечисленного сделано не было, поэтому городским властям сейчас важно придумать какие-то мероприятия и их материально поддержать, говорит депутат:
«В данном случае в позитиве у нас только Positivus! Который перевели в Ригу. Посмотрим потом статистику, сколько на эти вложенные думой 200 тысяч евро мы получим обратно. Что это будет? В основном пойдут на Positivus те рижане, которые ездили в свое время в Салацгриву? Сейчас они закупят пиво и выпьют его дома? Раньше они закупали пиво и ездили в Салацгриву, а сейчас станут делать это здесь? Посмотрим! Это, конечно, хорошо, что фестиваль переехал в Ригу.
Если мы говорим о больших концертах — безусловно, мы вложили 100 миллионов в реконструкцию Большой эстрады в Межапарке, она сделана так, чтобы мировые группы могли туда приезжать и чтобы для них были и гримерки, и всё нужное запланировано, вся инфраструктура. Мы специально в это вложились — чтобы быть конкурентоспособными, быть лучшими.
Мы и есть лучшие, чем Таллин. Реально в Восточную Европу (если убрать теперешнюю геополитическую ситуацию) раньше приезжало две каких-то группы мирового уровня — они однозначно заезжали в Москву или Санкт-Петербург и выбирали или Таллин, или Варшаву, Хельсинки. Вот сейчас нам надо бороться, чтобы Рига была одним из таких городов».
Но, по оценке Олега Бурова, существует много других моментов, о которых нужно говорить — в Риге не хватает интересных мероприятий, а ведь на праздник города или световой фестиваль в ноябре приезжало посмотреть и какое-то число туристов. Ликвидировать ноябрьский праздник было неразумно, считает он.
«Мне коллега заявила: а я не хочу, чтобы 30 лампочек ярко горело целую неделю, я хочу, чтобы одна горела в течение месяца! Этим мы эти деньги «размазали», и у нас пропал этот дух фестивалей, которые всегда Рига собирала. И должна собирать... Так что — нет амбиций. Нет желания показать, что мы на самом деле столица европейского государства и привлекаем инвестиции.
Конечно, для отчета, для статистики — пожалуйста: у нас приходит в этом году много круизных кораблей. Но из трех тысяч мест с чем-то они заполнены на одну четверть. И туристы с паромов — не та публика, они ничего не оставляют городу. Они и питаются на борту, и единственное, что они могут — это по-быстрому выпить пива и купить пару магнитиков на память.
Поэтому хотелось бы видеть Ригу более красивой. То, что мы сейчас радуемся, какая красивая Рига с этими черными пластмассовыми кадками с зеленью — ну, это выглядит настолько провинциально. Во время пандемии, когда возможностей ездить за границу почти не было, мы ездили по Латвии — по другим городам. И видели, насколько со вкусом оформлены Айзкраукле, Лиелварде, Алуксне, Валмиера! Как это хорошо все делается в Цесисе, Тукумсе! Мы не видим этого в Риге. Можно, конечно, у отеля De Rome поставить эти пластмассовые кадки с деревьями и сказать, как это хорошо — но извините меня, дорогие рижане, у нас налево и направо оттуда два парка: сквер и Оперы и Бастионка. Уж лучше их приведем в порядок».