Северный порт Палдиски совместно с китайской компанией Changchun International Land Port development разработал быстрый маршрут доставки китайских товаров в Скандинавию через территорию России и Эстонии. Согласно китайско-эстонскому проекту контейнерные поезда должны идти по маршруту Чанчунь — Забайкальск — Печоры — Палдиски. Там китайские грузы должны были переваливать и по воде переправлять в Швецию.
Примечательно, что этот проект Эстония разрабатывала с Китаем так, словно России между ними не существует, Южно-Китайское море смыкается с Балтийским, Китай напрямую граничит с Эстонией и сразу за Чанчунем начинается Палдиски.
И получила неизбежный результат.
«Российские железные дороги» не согласовали прохождение транзитом по территории РФ контейнерных поездов из Чанчуня в Палдиски.
«Мы считаем, что успех проекта по применению новой концепции "Шелкового пути" требует хорошего и оперативного сотрудничества между всеми сторонами и, несомненно, служит экономическим интересам всех вовлеченных стран и компаний, включая "Российские железные дороги". Просим вас поддержать данный транзитный маршрут и способствовать современному получению подтверждений/планов на транзитную перевозку по территории РФ», — написал вице-канцлер министерства экономики Эстонии Ахти Кунингас в обращении к российскому коллеге — заместителю министра транспорта РФ Сергею Аристову.
Ответа со стороны РЖД или Минтранса России пока не последовало. Но это не удивительно. Произошло то, о чем последние несколько лет постоянно говорили прибалтийским коллегам российские дипломаты, чиновники и эксперты.
При нынешней модели внешней политики страны Балтии могут раз и навсегда распрощаться с идеей заработать денег на китайской инициативе «Нового шелкового пути».
При их политике эта идея заведомо абсурдна. Прибалтика не граничит с Китаем — китайский транзит может попасть в прибалтийские порты только по территории России. Той самой России, с которой страны Прибалтики разрывают инфраструктурные связи, отменяют железнодорожные рейсы, добиваются санкций против ее экономики.
Так с чего бы России предоставлять свои железные дороги для заполнения портов Литвы, Латвии и Эстонии китайскими грузами? РЖД возьмут с китайцев те же деньги за транзит до Усть-Луги, Приморска и Санкт-Петербурга, в этих портах китайские грузы обслужат и доставят до Скандинавии в лучшем виде.
В результате и российский бюджет заработает на использовании отечественной портовой инфраструктуры, и российское государство продемонстрирует на прибалтах, что поливать Россию грязью без последствий нельзя.
Уже несколько лет как официально объявлено о сопряжении проектов «Нового шелкового пути» и Евразийского экономического союза. Для полноценного участия в китайских инфраструктурных проектах на северном треке придется взаимодействовать с Евразийской экономической комиссией.
Однако прибалтийские политики намертво вбили себе в голову, что евразийская интеграция — это «имперский реваншизм» Кремля и «возрождение Российской империи», поэтому они не признают сами и уговаривают западных союзников не признавать ЕАЭС. При такой политике не может быть и речи не только об участии в евразийских интеграционных проектах (Прибалтике такого никто не предлагает), но и о поиске какого-либо формата взаимодействия с ЕАЭС. А без этого какой может быть «Новый шелковый путь»?
Есть и еще одна долгоиграющая политическая преграда для транзита китайских товаров в Прибалтику.
Соединенные Штаты в один прекрасный (для России, но не для Прибалтики) день могут просто-напросто запретить своим сателлитам в Литве, Латвии и Эстонии принимать участие в стратегических проектах Китая.
Для Америки «Новый шелковый путь» — это, прежде всего, проект усиления геополитического влияния Китая в восточном полушарии. Этот проект в перспективе нескольких десятилетий подрывает американское влияние в Азии, Африке и Европе и заменяет его китайским.
Китай — глобальный конкурент США, а «Новый шелковый путь» — одна из самых ярких примет XXI века, делающих мир многополярным. Стратегическое партнерство с Россией и интеграционными образованиями в Евразии на северном направлении «Нового шелкового пути» еще более подчеркивает геостратегическое значение этого проекта как альтернативы американскому доминированию в мировой экономике и политике.
Поэтому Америка со временем задействует все имеющиеся у нее возможности, чтобы нажать на стоп-кран для китайского транзита.
В частности, надавит на всех зависимых от нее в военном и политическом отношении союзников по НАТО, чтобы те отказались от участия в «Новом шелковом пути».
Пригрозит тем же литовцам, латышам и эстонцам, что снимет с них «зонтик безопасности», выведет свои войска с их территории, опубликует компромат американских спецслужб на местных политиков и вообще их всех России продаст. Прибалтика поплачет-поплачет… и будет дальше считать гроши от сокращающихся дотаций Евросоюза.
Но пока этого не произошло, первые лица Литвы, Латвии и Эстонии радостно принимают у себя вождей Коммунистической партии Китая, на фоне маячащих перед глазами миллиардных прибылей для своих портов и железных дорог даже отбрасывая как несущественное то, что коммунизм, по их же словам, — преступная тоталитарная идеология, которая не лучше, а то и хуже нацизма. Прибыли маячат такие, что об идеологической лапше для простонародья можно на время забыть.
Но в данном случае дело не только в широко известном лицемерии бывших комсоргов, Первых секретарей и преподавателей марксистско-ленинской политэкономии, ставших «европейскими лидерами молодых демократий на берегу Балтийского моря». Перед нами случай феноменального политического инфантилизма.
Прибалтийские лидеры настолько хотят получить китайские деньги, что затыкают уши и закрывают глаза не только на международную, но и на географическую реальность. В надежде на инвестиции Поднебесной они игнорируют не только свои отношения с Россией, не только сопряжение «Нового шелкового пути» с ЕАЭС, не только борьбу своего заокеанского хозяина за возвращение мирового господства.
Они игнорируют глобус.
Однако глобус — это не история Второй мировой войны: его невозможно переписать.
Можно заставить себя поверить, что порты Прибалтики напрямую граничат с Китаем и между ними нет никаких других стран. Но стоит китайскому транзиту пойти в порты Прибалтики, как выясняется, что такая страна есть, и чтобы с ней о чем-то договориться, необходимо разговаривать, а не кидаться в нее оскорблениями. Тогда же выяснится, что есть и другая страна, о которой в Прибалтике слово боятся непочтительно сказать и которая тоже не хочет, чтобы в прибалтийские порты шел китайский транзит.
Реальность все расставит по своим местам. От реальности никто никуда не денется. Даже страны, которые подменяют для себя реальность фантомами об «историях успеха», «балтийских тиграх» и «оккупациях».
rubaltic.ru