Как признал Э. Ринкевичс, во многих странах коронавирус стал не только медицинским, но и политическим. И, в частности, многие страны, особенно демократические, пытаются найти «хороший баланс между правами и свободами и необходимостью бороться с эпидемией».
«Я думаю, ударными темпами мы с этой болезнью не справимся. С ней надо будет жить. Вакцинация, лекарства, некоторые ограничения — это все же надолго. Да, есть риски, что на волне болезни, на волне отрицательных эмоций где-то кто-то (радикальные силы, — прим. Ред) может прийти к власти. Проблема в том, что ты можешь быть центристом, можешь быть популистом, но тебе все равно придется решать вопросы заполненности больниц», — отреагировал министр на вопрос, не получится ли так, что затянувшаяся «ковидная» ситуация в разных странах Европы повысит акции радикалов и популистов.
Он напомнил, что доступность больниц — это не только доступность собственно коек и оборудования, но и медперсонала. «Железо» можно быстро купить, но без работающих при нем врачей и медсестер оно ничем не поможет.
Политик заверил, что сейчас на международном уровне есть понимание, что в борьбе с коронавирусом необходима координация усилий. В качестве хорошего примера на уровне ЕС он упомянул европейский цифровой сертификат. «Я сам, когда на прошлой неделе был с визитом в Словении, должен был показать по прибытии в Любляну свой латвийский сертификат – и да, он подходит, все работает», — поделился Э. Ринкевич.
Другая сфера, где нужна международная координация, — передвижение грузов (в начале первой волны Covid-19 оно было затруднено и был момент, когда, например, машины с товарами для стран Балтии не могли проехать через Польшу).
Но нельзя ли всем Евросоюзом взять и договориться еще и о единых ограничениях для сдерживания инфекции? Нет, нельзя, потому что заболеваемость в разных частях объединения разная.
«Возьмем, например, Латвию и некоторые регионы Испании. Уровень заболеваемости в Латвии по европейским меркам довольно низок. Есть много ограничений, которые мы сняли, и сейчас вводить что-то по всей Европе из-за того, что где-то в регионах отдельно взятого государства есть всплеск, — нерационально. [...]
Насчет ограничений это все же будет решение национальных правительств, исходя из конкретной ситуации. И это нормально. Мы не можем в Латвии ввести, скажем, с 1 октября те же ограничения, что и, например, во Франции, если уровень заболеваемости будет абсолютно разный», — пояснил Э.Ринкевич.