«Цены будут снижаться, это видно уже сейчас по различным признакам. Но если два года назад «Ролтон» стоил 20 евроцентов, сейчас цена на него – 60 евроцентов. И цена в 20 евроцентов уже не вернется», - считает Гулбе.
Она пояснила, что инфляция меняется не так быстро, как цены. Например, самые высокие цены на зерновые были в марте-апреле прошлого года, когда они превышали 400 евро за тонну. «Это была шоковая цена, потому что никто не знал, что будет дальше. Но когда все научились жить по-новому, нашли новые цепочки поставок, цены на продовольственные товары стали уменьшаться. И эта тенденция придет и к нам. Уже в декабре мы могли наблюдать в странах Балтии снижение цен на некоторые продукты», - признала Гулбе.
Цены на продукты меняются из-за многих факторов, подтвердил член правления общества Zemnieku saeima Мартиньш Тронс. Например, отметил он, если хлеб стоит евро, то на долю зерна в его цене приходится 6-10%.
«Остальное – транспорт, энергоресурсы, необходимые для его изготовления, рабочая сила, наценка торговцев», - пояснил он.
По мнению Ингуны Гулбе, наибольшей проблемой на данный момент является не рост цен, а низкая покупательская способность. Согласно статистике, у очень многих латвийцев денег хватает на то, чтобы оплатить коммунальные услуги, транспорт и купить еду. И потому любое повышение цен воспринимается очень болезненно.
«В конечном итоге нам нужно обеспечить доступ жителей Латвии к качественному продовольствию. И этот показатель сильно отличается, например, от Бельгии или Люксембурга.
У нас большинство жителей покупают не то, что хотят, а то, что могут себе позволить.
(..) Большинство жителей тратят большую часть своих доходов на покупку продуктов питания. И это важно учитывать», - заявила она.
Ранее она прогнозировала, что цены на некоторые продукты могут пойти вниз весной.