В некоторых регионах России зоологи предлагают занести черного таракана в Красную книгу как исчезающий вид. В Латвии тоже давненько не приходилось заходить в подъезды и лифты (тьфу–тьфу–тьфу), в которых бы попадались мерзкие букашки, при виде которых многие дамы истошно голосят… А что говорят специалисты — энтомологи и те, в чьи обязанности входит борьба с насекомыми?
Член правления Латвийского энтомологического общества Дмитрий ТЕЛЬНОВ рассказывает "ВЕСТЯМ", что в Латвии обитают шесть видов тараканов. Три встречаются в дикой природе — лесные тараканы и степной. Последний живет на небольшом участке под Даугавпилсом — в приграничье Латвии с Белоруссией и Литвой. Именно тут проходит северная граница этого вида, а исконная его родина южнее — лесостепи Украины, России, Чехии и Венгрии.
Прусаки и "русаки"
В жилищах у нас обитают так называемые синантропные виды: прусак, черный таракан и американский. Самый распространенный — прусак, который вообще ассоциируется у большинства людей с тараканами. Он меньше остальных и вытесняет другой, некогда популярный вид — черного таракана.
— Черный домовой таракан — исконный спутник человека не только в Латвии, но и во всей Центральной Европе, — рассказывает энтомолог. — Он появился в наших краях даже раньше прусака. Тот в XVIII веке оказался в ранцах солдат, возвращавшихся с войны. Интересно, что это в России его стали называть "прусак" — считали, что занесли прусские солдаты. Немцы же называют "русаком" — винят во всем русских солдат. На самом деле родина рыжего таракана — Средняя Азия. Сейчас прусак постепенно выживает черного таракана. Цикл его развития вдвое короче, размножается быстрее…
В панельных домах черного таракана не встретить — микроклимат не подходит. Не обитает он, в отличие от рыжего собрата, и в шахтах лифтов, вентиляционных.
— Живет в старых домах, старых подземных коммуникациях — более влажных, замшелых, — разъясняет Дмитрий. — Это в основном Старый город Риги, район до железной дороги…
Тараканы–мутанты
Американский таракан еще более редок. По словам собеседника, он попал в Латвию лет двадцать назад. А российские ученые полагают, что Москву "американец" оккупировал уже в начале 1950–х. Оказался же он в стране во время войны вместе с продовольствием по ленд–лизу.
Американские тараканы вышли на первые полосы московских газет, когда тогдашний мэр города Юрий ЛУЖКОВ отправился инспектировать коллектор на Неглинке. Залезли чиновники в трубу, а откуда… американский таракан. Большой, усатый, как в сказке Корнея ЧУКОВСКОГО. Вылез из трубы — и в речку. Тогда появились статьи, что в Москве–реке появились огромные тараканы, мутанты — белые. Потом специалисты успокоили: это американский таракан, только линяющий.
— Он, конечно, крупнее черного, — продолжает энтомолог. — А цвет его — ярко–оранжевый. Лет 15 назад такие тараканы были на элеваторах Рижского порта, но те тогда перестраивали. А в Латвии они точно еще встречаются в теплосетях Даугавпилса. Кстати, этих тараканов специально выращивают — в качестве корма для животных в зоопарках…
Сколько в мире тараканов
Собеседник уверен, что обидные прозвища, которые дают тараканам, несправедливы, а страхи вокруг них преувеличены.
— В мире насчитывается около 5 тысяч видов тараканов, и лишь 40 из тех, что живут рядом с человеком, могут ему вредить и переносить болезни. Но это меньше 1 процента. На самом деле насекомые эти разные и очень интересные. Ухаживая друг за дружкой, например, они танцуют. Некоторые, защищаясь, шипят, брызгают в глаза ядом. Есть очень пестрые, красивые виды. Есть тараканы, живущие под водой…
По словам специалиста, исследования о состоянии популяции черного таракана в Латвии не проводились, но есть другие виды, которые действительно занесены в Красную книгу. Например, в международной книге — два вида, встречающиеся на Сейшельских островах, на небольших участках леса. В российской — дальневосточный (реликтовый) таракан, живущий в приграничье России с Китаем и Северной Кореей в разлагающейся древесине упавших деревьев. Кстати, селятся эти тараканы колониями, в которых лишь одна размножающаяся самка — совсем как у термитов.
Коллекционирую… тараканов
По словам энтомолога, в мире немало коллекционеров, собирающих этих насекомых в живом виде. А самая крупная коллекция в Балтии (а возможно, и в Скандинавии) — у него самого: около 50 разных видов. Некоторые Дмитрий привез из экспедиций в Папуа — Новую Гвинею и Индонезию. И коллекционеров в наших краях становится все больше.
— А не сбегут ли у кого–нибудь эти юркие насекомые и не дадут ли начало новому экзотическому для Латвии виду?
— Это тропические виды, и низкая температура для них — смерти подобна. Даже прусак погибает при минус 5, — разъясняет Дмитрий…
Тараканьи бега
Кстати, когда–то тараканов люди любили: считали, что в доме они к богатству. Использовали их и в качестве лекарства — добавляли в водку, которую называли "таракановка". А в конце XIX века в России были популярны тараканьи бега — беговая трасса составляла полтора метра, заключались высокие ставки, проигрывались целые состояния. Поболеть за таракана по прозвищу Егор в один из московских кабаков приходило пол–Москвы.
Сейчас, по словам Дмитрия, в некоторых странах тоже практикуют тараканьи бега с участием американских и мадагаскарских тараканов.
Хотя, конечно, времена все же изменились, и при обнаружении в домах и квартирах усатых насекомых люди тут же звонят специалистам: спасите!
Выведем за пару дней
"Много ли в Риге тараканов?" — обратились мы к одному из сертифицированных специалистов по дезинсекции по имени Марите. Сама она себя в шутку называет Марите Киллер и хорошо известна в Вецмилгрависе.
— Рано заносить тараканов в Красную книгу, — уверена Марите. — Конечно, год на год не приходится. В этом было мало вызовов с просьбой вытравить тараканов, в прошлом — хватало. Прусаки прячутся в старых стенах, и когда дома разбирают или делают ремонт — тараканы и вылезают из всех щелей…
По словам Марите, выведение занимает несколько дней; сегодня много хороших ядов от насекомых — российских, американских. А этот год она называет крысиным.
— Очень много вызовов с просьбой травить крыс и мышей. На втором месте — пищевая моль. А прошлым летом народ стонал от засилья садовых муравьев, — продолжает она.
За услугу Марите берет в среднем 10–12 евро. Фирмы, по ее словам, — втрое больше.
— У меня же нет директора, рабочих — одна во всех лицах, — смеется тараканий киллер…
17 декабря 2015. "Латвийские вести" №50