"Как говорится, фокстрот да не тот. 10 апреля на телеканале «Россия 1» состоялся праздничный выпуск шоу «Танцы со звездами». Который резонно приурочили ко Дню космонавтики 12 апреля. Звезды танцевали, жюри умилялось, зрители рукоплескали. И почти никто не заметил, что на сцене актер Александр Петров плясал в фашистской форме со свастикой на груди, - пишет "Комсомольская правда".
Режиссер Карен Шахназаров, заседающий в жюри, напомнил, что «искусство — это провокация», сославшись на Сальвадора Дали. Остальные сошлись на том, что номер исполняется под музыку союзников, так что можно считать происходящее фарсом. Однако зрители расценили выступление чуть иначе.
Георгий Фисичев: «Актер равнодушно напялил мундир, ведь «он просто актёр и его задача играть свою роль». Актриса равнодушно станцевала танец, ведь «она просто актриса и ее задача играть свою роль». Оператор молча снимал все на камеру, ведь «он просто оператор и его работа снимать». Осветитель ставил свет. Зрители хлопали. Редакторы командовали зрителям когда хлопать. Режиссер поставил. Продюсер выпустил в эфир. И никто из всей этой толпы не встал и просто не набил морду хотя бы тому же актеру. Так на что жалуемся-то?»
gur_ar: «По центральному каналу телевидения, на многомиллионную аудиторию в честь праздника, который напоминает нам, что Россия великая страна, показывают трогательную историю о любви фашиста и подстилки. Людей, которых у нас в стране всегда и презирали и ненавидели. А цвет нашей интеллигенции, сидя в студии, рукоплещет и радуются как дети творческим успехом танцующей пары. Не чуюя того смрада, которым веяло от этого номера. Мерзко это все».
Михаил Степанченко: «Живы еще дети и внуки тех, кто положил жизни в войне с фашистами. Как они могут мне объяснить, если воевал мой отец, погиб мой дед под Берлином , мамин брат в танке сгорел , мама повидала все ужасы оккупации. Вот что они нам могут объяснить миллионам таких вот как я, еще живым ветеранам, детям войны, блокадным Ленинградцам...? Как?!!! Возмущен!!"
Валентина Корзунова: «Интересно - какой сюрприз готовит РТР на 9 мая? Танец деток в печи Майданека? Или любовные объятия доктора Менгеле с близнецами на столе морга?»
Павел Несветайло: «Этот танец - один из множества кирпичиков. Это процесс, в котором капля за каплей, сериал за сериалом, шоу за шоу, книга за книгой, фильм за фильмом формируется общественное мнение. 25 лет назад никто и представить себе не мог, что на Украине фашисты совершат госпереворот и придут к власти».
И таких комментариев сотни:
«В следующий раз про концлагерь что-нибудь спляшите. Раскройте тему хороших немцев глубже»
«Тема газовых камер не раскрыта. Двойка»
«Какой стыд… Что дальше? Образ Чикатило и школьницы?»
«Намерения молодого артиста были чисты»
А вот как прокомментировало проишествие руководство канала:
"Мы глубоко сожалеем, что номер, придуманный и представленный в программе молодым артистом Александром Петровым, вызвал противоречивые эмоции у зрителей.
Когда Александр, кстати, любимый ученик великого педагога Леонида Ефимовича Хейфица, пережившего Великую Отечественную войну, придумал этот номер - о трагической обреченной любви русской девушки и немца, любви, которая заставляет его бросить оружие и погибнуть с ней, его вдохновляли десятки спектаклей, фильмов и книг, посвященные тому, как война и ненависть ломают жизни совсем молодых, таких как он сам, людей. Возможно, номер не был таким талантливым, как картины «Семнадцать мгновений весны» или «Список Шиндлера», чтобы использование определенной символики стало оправданным, но намерения молодого артиста были чисты".
"Да, были выбраны максимально острые персонажи. И я предполагал, что это вызовет реакцию, но что такая поднимется шумиха, - прокомментировал ситуацию сам Александр Петров. - Человек видит то, что он хочет видеть. Кто-то видит в этом лишь провокацию. А кому дано, видит больше. Историю любви! И таких историй во время войны были сотни. Вообще, наверное, я даже рад, что так получилось. И хорошо, что это обсуждают. Значит наш номер не оставил людей равнодушными".
Все члены жюри поставили за номер Петрова и Антелавы «десятки». Это высшая оценка в шоу. «КП» связалась с председателем жюри, президентом Российского танцевального союза Станиславом Поповым.
-Понимаете, есть множество картин, где фашисты показаны не как абсолютное зло. «Пианист» - это разве обеление фашизма? Думаю, что такой резонанс возник потому, что Саша не доработал детали. В номере не было целостности, - говорит он. - Что это за девушка? Что происходит? Почему она в конце умирает? Кто в нее стреляет? Если ты берешься за такую драму, то должно быть все ясно до конца. И тогда зрители поняли бы эту историю и, возможно, встали бы на сторону его героя или как-то оправдали его. А так получилось, что эпатажа и агрессии было больше, чем любви и даже танца.
Карен Шахназаров: Это правильно, что зрители возмущаются
Знаменитый режиссер был гостем программы, который по правилам проекта не выставляет оценки, зато имеет право в финале спасти одну выбывшую пару.
- Номер был неуместный и совершенно непродуманный. Саша потом пытался объяснить идею: она - узница, он - надзиратель. Но тогда девушку надо было хотя бы в робу одеть, чтобы зрители поняли, в чем драма. Это был бы отсыл к фильму «Ночной портье»… А так вообще не ясно. Вроде бы немец танцует с какой-то девушкой. Вполне возможно, что с немецкой фрау (по одежде не понятно, кто она), потом какая-то перестрелка… Меня покоробило это все. Номер для такого шоу неподходящий. Но бучу поднимать не следует. Это просто лишний раз показывает, что нужно глубокое понимание темы и продумывание деталей, когда ты что-то делаешь.
Как обсуждали номер участники программы
Гарик Мартиросян: "Я напоминаю всем зрителям, что мы победили в этой войне. Костюм с утренника, видимо. Это сюрреализм. Дань фильмам Тарантино".
Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета им. Вагановой: "Если бы танцевали не под союзническую музыку (звучала Fly Me To The Moon Барда Ховарда из репертуара Синатры. - Ред.), была бы трагедия. Но это фарс. Я не знаю, что делать".
Галина Беляева, балетмейстер: "Танец не сочетается с такой агрессией. Для меня это был шок. Сегодняшний день вообще-то посвящен Дню Космонавтики… Мне бы хотелось увидеть вас в другом амплуа".
Карен Шахназаров: "Саша - один из самых талантливых актеров. Ему свойственна провокационность. Сальвадор Дали сказал, что искусство - это провокация. Но не каждая провокация - искусство. Такую бучу здесь устроил".
Станислав Попов: "Ужасно. Ужасно интересно. Вы столько всего привнесли…"
Владимир Деревянко, худрук балетной труппы Флорентийского Teatro Communale: "Я ожидал сюрпризов. Но есть вещи, над которыми надо немножечко подумать. Не во всех ситуациях должны быть экстремальные образы и ситуации. Это мое личное ощущение".