"Суверен - дурак", - вот так неполиткорректно почетный президент Бизнес–конфедерации Латвии Эрик Розенцвейг обозначил ключевую проблему Латвии. Конечно, вроде и нехорошо так о народе Латвии, но с высоты прожитых 87 лет он может позволить себе быть неполиткорректным.
— Власти вроде собираются всерьез пересматривать налоговую политику. Каким вам представляется итог этого пересмотра?
— Сбор налогов зависит не от величины, а от обширности налоговой базы. Чем больше плательщиков налога, тем оптимальнее налог, тем легче они расплатятся, тем больше денег получит государство.
— Второй вопрос: каким будет влияние нынешних манипуляций ресурсными рынками (электричество, газ) на бизнес?
— Сделаем проще… Подойдем к этому не с позиции производства, а вот вы гражданин, я гражданин, вы пользователь, я пользователь. Оказывается, странное дело. "Латвэнерго" было монополистом. Не нищим. Оно всегда получало очень приличный доход. И содержало в себе "Распределительные сети". Зачем надо было разделять? Чисто экономического значения в этом нет. Только вред для потребителя. Почему? Потому что, как только возникают две взаимодействующие структуры, у них появляются свои индивидуальные потребности. Причем они, между прочим, тормозят друг друга.
Кроме того, нас, вас и меня, тут убеждают, что Латвия почти полностью обеспечена своим электричеством. Это глупости. По тем подсчетам, которые я видел, у нас (как минимум) порядка 17% — купленная электроэнергия.
А вот Даугавпилсская и Екабпилсская ГЭС могли бы почти закрыть эту брешь, и мы бы стали страной, которая сама обеспечивает себя электроэнергией. Почему на это не идут? Только не смейтесь. Господин Криевиньш в предложенном им национальном плане развития поставил эти вот гидроэлектростанции на первое место.
Но тогдашний министр среды Раймонд Вейонис был против. Потому что в этом случае будет разрушена Natura 2000 - охраняемая природная зона.
Хотя по нынешним временам сохранить излучины Даугавы — не проблема. Это решается чисто технически. Но зато мы получаем три электростанции и водную дорогу.
Когда–то посол Белоруссии в Латвии мне сказал: если вы это пробьете, 43 миллиона тонн калия пойдут по воде через Ригу, Вентспилс… Представьте, что это по деньгам для Латвии?
— Когда–то вы писали, что основная причина нашего положения — беспомощная, неталантливая власть. Это все еще так? Ведь мы эту власть как–никак делаем сами…
— Для меня это самый плохой вопрос. Революции сейчас делать не модно. Тем более доказано, что на первых порах любая революция дает больше негатива. И нет гарантий, что она даст позитив в конечном итоге. Демократия? Кто сказал, что это лучший метод управления? Другое дело, что она дает возможность болтать, болтать безответственно. И тут еще добавляется наша внутренняя властная прихоть — убрать суверена*, чтобы не мешал на референдумах… Это одно.
Второе. Суверен — дурак. Чем больше мы говорим красивых слов, тем больше шансов, что он будет голосовать за нас.
Молодежь это поняла быстрее. Она уходит. Большая часть уехала в Европу. Почему? Потому что там есть рабочие места и хорошая зарплата. Увы, социальный фактор для каждого человека — основа.
Власть сейчас пользуется тем, что население стареет. Четверть населения, почти полмиллиона, — пенсионеры. И очень многие из них не идут голосовать. Почему? Потому что уже ничему не верят. Они не верят, что им станет лучше.
А вот если бы молодежь вернулась и приняла активное участие в предвыборной ситуации, если бы она не стеснялась того, что знает, и того, что она хочет и как хочет, было бы проще.
Виктор АВОТИНЬШ.
*Ст. 2. Конституции ЛР: "Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии".