Женщина 5 мая 2022 года обратилась в латвийскую погранслужбу с заявлением о предоставлении статуса беженца или альтернативного статуса. Она просила убежища в Латвии, поскольку не поддерживает правящий в России режим и является противницей войны в Украине.
Соискательница убежища преподает английский, она около 20 лет проработала в одной из престижных московских школ. С учениками она обсуждала разные темы, в том числе российскую внешнюю политику и международные отношения.
С момента вторжения России в Украину учителям было вменено в обязанность разъяснять политику и поддерживать войну, деформируя таким образом у детей понимание гуманитарных ценностей, войны, жертв и агрессии. Для соискательницы убежища такая позиция неприемлема. Руководству школы известны ее политические убеждения, проводится оценка видеозаписей уроков, которые она вела.
Кроме того, женщина утверждала, что у ее мужа был отрицательный опыт общения с российскими органами власти и правоохранительными учреждениями, были попытки заставить его самого и работников его предприятия голосовать на выборах президента.
5 марта 2022 года соискательница попросила у руководства школы отпуск за свой счет и немедленно выехала в Латвию. Уже будучи в Латвии, она получила от руководства угрозы с целью заставить ее подать заявление об увольнении. Учительница отправила электронное письмо, в котором указала, что увольняется по политическим мотивам.
Женщина боялась, что она в России столкнется с насилием, физическим и психологическим воздействием, унижением и угрозами, если открыто выскажет свои политические убеждения. Кроме того, она считала, что в нынешней ситуации при ее убеждениях ей не дадут продолжить работу в другой московской школе.
Однако Управление делами гражданства и миграции (УГДМ) в августе 2023 года отказало соискательнице в статусе, аргументируя это тем, что давление со стороны работодателя или отрицательное отношение коллег не достигли такой степени тяжести, чтобы признать это преследованием. К тому же женщина при наличии хороших знаний английского могла выполнять другую работу, уйдя из школы.
Из России она выехала легально, без ограничений, что, по мнению УДГМ, свидетельствует о том, что на момент выехда российские правоохранительные органы ею не интересовались.
Женщина не согласилась с решением УДГМ и обратилась с заявлением в Административный районный суд, который признал ее боязнь преследования в России по политическим мотивам объективно обоснованной.
Суд удовлетворил иск и поручил УДГМ в течение месяца принять решение о предоставлении статуса беженца. Приговор обжалованию не подлежит.