Немало неожиданного о прошлом можно узнать из старых путеводителей. Например, о том, что до войны в Риге существовала официальная такса чаевых: гардеробщикам, официантам, парикмахерам. А Рижское взморье после войны было одним из районов столицы -- седьмым по счету...
Знаете, как называется путеводитель по столице Латвии 1938 года? «Rīga -- Latvijas sīrds»! Тут можно найти и тарифы на транспорт -- начиная с автобусов и закачивая извозчиками, список самых известных гостиниц, ресторанов и продуктовых магазинов и даже памятка о том, какие кому полагаются чаевые.
Судя по путеводителю, многие маршруты автобусов ходили всю ночь. Помимо автобусов и трамваев с весны по осень бегали еще речные пароходики. Тарифы были плавающими не только на речной транспорт. На автобус -- от 13 до 40 сантимов в зависимости от расстояния, на трамвай -- от 10 до 26 сантимов. А, к примеру, в Агенскалнс из центра дешевле всего было доехать на речном пароходике -- восемь сантимов.
Ходили и извозчики. Парковались они в разных местах, но дороже всего стоили у железнодорожного вокзала. Там при посадке нужно было доплачивать 30 сантимов.
Гостиницы с ванной и телефоном
Гостям рекомендовались шесть гостиниц. Возглавлял список «Рим» на бульв. Аспазии, заканчивал -- Excelsior на ул. Гоголя, 5.
Шиком считались гостиницы, в номерах которых были ванные и телефоны. В «Риме» телефон стоял в каждом номере, ванные были в 45 номерах из 80. А, к примеру, в «Метрополе», идущем в списке следом, ванные были лишь в 10 номерах из 50, о телефонах вообще не упоминалось. Потому-то номер в «Риме» обходился в четыре лата в сутки, а в «Метрополе» -- в 3,50.
Коктейли алкогольные и молочные
Кабаре работали с 21.00 до двух ночи. Самым известным была «Альгамбра» -- на ул. Бривибас, 24, затем Foxtrott-Diele -- на ул. Кр. Валдемара, 27/29, OUK -- на ул. Дзирнаву, 45/47, и Trocadero -- на ул. Бривибас, 9.
Потанцевать можно было и в лучших ресторанах. В «Отто Шварце» танцы начинались с 22.00, а в «Малом Верманском саду» -- с 21.00. В «Молочном ресторане» на месте нынешней гостиницы «Латвия», куда также приглашали гостей, алкогольных напитков не было. Зато в изобилии подавались молочные блюда и коктейли.
Если у гостей города не было средств ходить по дорогим ресторанам, к их услугам были столовки или продуктовые магазины, где тоже можно было перекусить. Например, в «Студенческой кухне» в Большом Верманском саду можно было пообедать за 75 сантимов, а на «Кухне Ремесленной камеры» на ул. 13 Января, 3, обед из трех блюд стоил 40 сантимов, из двух -- 30.
Чаевые для... парикмахеров
Магазины тогда закрывались рано: летом -- в 17.30, в остальное время года -- в 18.30. В субботу работали до 15.30.
В Риге в 1938 году брали и чаевые. В гостиницах, ресторанах и парикмахерских была официальная такса. В первых двух за обслуживание полагалось 10 процентов счета, в парикмахерских -- 10-20 сантимов. Полагалось оставлять и гардеробщику -- 20 сантимов.
Седьмой район Риги
А вот первый послевоенный путеводитель на русском языке по Рижскому взморью -- 1947 года. Только два года минуло с окончания войны, а на курорте под Ригой уже работают несколько десятков санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей.
Вот данные по пионерлагерям: в 1946-м -- 12, в 1947-м -- 18 для 8000 детей. Свои у отраслевых профсоюзов, у завода ВЭФ, Дворца пионеров. А в Асари, на ул. Пиониеру, 2, был «Артек».
22 санатория и 26 домов отдыха
Сколько сегодня осталось в Юрмале полновесных санаториев -- два, три? На второй год после Победы насчитывалось 22 постоянно действующих санатория, 26 домов отдыха. И это круглогодичных! Летом их количество заметно прирастало.
Были здравницы и для рабочих, и для деятелей культуры. В Майори, на ул. Юрас, 39, -- дом отдыха МХАТа «Чайка», в Дзинтари (ул. Ригас, 50-52) -- Латвийского союза архитекторов, в Булдури (пр. Межа, 18) -- Министерства угольной промышленности восточных районов СССР.
Впрочем, от некоторых названий неприятный холодок по коже: санаторий МВД СССР ГУЛАГ "Дзинтари" (ул. Пиестатнес, 6-8). В дни рождения товарища И. С. СТАЛИНА «гулаговцы» могли возлагать цветы неподалеку: в Майори в санатории ВЦСПС (ул. Юрас, 57) высился внушительный памятник вождю народов.
До Вайвари -- за час 43 минуты
Паровозы на взморье тащились с лошадиной скоростью. «Расстояние от Риги до Вайвари поезд проходит за 1 час 43 минуты, от Лиелупе до Вайвари -- за 1 час 7 минут», -- читаем в путеводителе. Электричку пустили в 1951-м, но уже в 1947-м начались «подготовительные работы по электрификации железнодорожной линии Рига -- Кемери», тогда же взялись и за подготовку к прокладке взморских водопровода и канализации.
Где жили рыбаки
Москва не жалела денег столице союзной республики. Я не оговорился. Взморье было частью Риги -- седьмым районом. В нем были свои ОСОАВИАХИМ (Майори, ул. Йомас, 46), родильный дом (Дзинтари, пр. Дзинтару, 18), семь школ, садоводческий техникум, рыбзавод, рыболовные артели. Подумали о Лиелупе?
Нет, профессиональные рыбаки жили и выходили на промысел в районе Пумпури -- Меллужи, там же был и завод. Чтобы «звейниеки» и их близкие могли цивилизованно отдыхать, рядом с парком (пр. Меллужи, 11) крутили фильмы в киношке «Лиго», второй взморский «синема» был только в Майори, на Йомас, 66, -- «Эден».
Кафе и рестораны находились в центре. Самый известный -- «Лидо» -- на Турайдас. Лучший коммерческий ресторан взморья, как рекламирует его путеводитель. А еще «Фокстрот» (пр. Дзинтару, 2), «Корсо» (ул. Йомас, 37), «Маскот» (ул. Йомас, 45). Многие из ресторанов сохраняли довоенные названия.
Рынков было два -- в Майори и Булдури, одна баня -- в Дубулты. Райисполком в 1947-м находился в Дубулты, а райком партии -- в Майори, на ул. Йомас, 46.
Клубничная Мекка
Последней станцией Рижского взморья считалась Вайвари. Вот что пишет путеводитель:
«Асари -- Вайвари -- наиболее отдаленные места взморья (30-32,5 км). Асари -- центр плантации знаменитой в Латвии асарской клубники... На реке Лиелупе в конце проспекта Валтери -- пароходная пристань. Имеются несколько домов отдыха и детские летние лагеря...»
Риге -- от «проклятой Москвы»
Оазис на фоне послевоенной разрухи? Не совсем. И на Рижском взморье в 1947-м было районное карточное бюро, продовольственные магазины с говорящими названиями: “Горпищеторг” (литерный), “Главмясомолсбыт” (лимитный), “Горпищеторг” (матери и ребенка).
И все же через два года после окончания войны, когда многие союзные города еще лежали в руинах, «проклятая Москва» печется и о водопроводе, и об электрификации железной дороги, открывает все новые пионерские лагеря, школы и детсады, санатории и дома отдыха.
Было у того взморья и еще одно несомненное преимущество перед нынешним: сосны так нещадно не вырубали под строительство коттеджей, деревянные старинные дачи не сносили.
«Общая площадь курорта составляет 3300 гектаров, из которых 1200 занято лесом и 1155 застроены одноэтажными и двухэтажными домами... Свыше половины всего жилого фонда используется под дома отдыха и санатории...»
Анатолий АНИКИН