Знаменитый режиссер Станислав Говорухин посетил Ригу, чтобы представить в Доме Москвы свой новый фильм "Weekend", снятый по мотивам романа "Лифт на эшафот" французского писателя Ноэля Калефа. Впрочем, события из Парижа середины прошлого века перенесены в сегодняшнюю Москву и адаптированы к современным реалиям. Перед вечерним сеансом состоялась встреча мэтра российского кинематографа со зрителями, а днем прошла большая пресс–конференция.
Стоит заметить, что накануне ее журналисты звонили организаторам, интересуясь, действительно ли Говорухин приехал. Увы, на фоне нелицеприятной истории с известным российским политологом, гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым (его выдворили в Москву по решению министра внутренних дел Рихарда Козловскиса) сейчас от непредсказуемых властей Латвии можно всякое ожидать. К сожалению, это уже далеко не первый запрет.
Конечно, опасения журналистов были вовсе не напрасны, ведь Говорухин возглавлял предвыборный штаб Владимира Путина на последних президентских выборах 2012 года. Кроме того, 11 марта 2014 года он подписал обращение деятелей культуры в поддержку политики главы России на Украине и в Крыму.
Тем не менее все обошлось.
Правда, после пресс–конференции представителей СМИ настоятельно попросили не обнародовать самые острые ответы именитого гостя Риги. "Вы же не хотите, чтобы Станиславу Сергеевичу тоже закрыли въезд в Латвию?" Вот такая форма современной цензуры. К сожалению, сегодня в Латвию возвращаются самые мрачные времена тотального запрета на свободу слова.
— Честно говоря, я даже надеялся: вдруг и меня не пустят, — усмехнулся Говорухин. — Работы сейчас столько, что на поездки просто нет времени.
Знаете, меня тут в Риге один молодой человек в гостинице спросил прямо: "Не стыдно смотреть русским в глаза?" Хочу ответить ему сейчас. Конечно, стыдно. Потому что огромная страна ничем не может помочь 25–миллионному русскому населению, брошенному в свое время в лапы националистическим правительствам. Посмотрите, как только Россия стала набирать силу, на нее сразу набросились со всех сторон. Как стая волков! И так было всегда, когда она, казалось, слабела. Когда на Россию шел Наполеон, вместе с ним нашу страну пытались разорвать десятки языков — поляки, австро–венгры и прочие. А вспомните Крымскую войну. Тогда на Россию набросились Англия, Франция, Турция… Эти волки всегда действуют по известному принципу: семеро на одного. А возьмите гитлеровское нашествие. Страны–сателлиты как один бросились на нас. В 91–м году все опять попытались оторвать куски пожирнее от истерзанной России.
И сейчас, когда она сделала только попытку защитить свой народ, опять все против нее. Причем вцепились уже не семеро, семьдесят стран. В едином строю! То, что сейчас запрещают въезд россиянам, говорит о том, что они хотят нам сказать: мы не дадим вам подняться! Эти сателлиты один на один не могут. Только сворой. Как уличная шпана. Во главе со Штатами! Сегодня людей в России объединила общая опасность. Посмотрите, как после введения санкций народ сплотился вокруг своего руководителя. Никто в мире не любит сильных. А Россия может быть самой сильной. И на Западе это рассматривают как угрозу.
— Когда Россия была самой сильной?
— Думаю, в 1913 году. Тогда страна была на подъеме. Как Китай сегодня. Или даже, пожалуй, сильнее. Но тогда на нее тоже навались. Опять же Англия, Франция, Германия. Всем Россия, страна, раскинувшаяся на два континента, мешала, да и сейчас продолжает мешать. Революция 1917 года, как известно, была инспирирована извне.
— Большой резонанс вызвала история о том, как минувшим летом, а именно 15 июня, вы в компании с актером Федором Добронравовым и другими отдыхали в одном из таллинских ресторанов. Как написали эстонские СМИ, "после словесной перепалки с украинскими активистами разогретые спиртным россияне решили доказать свою правоту и избили их".
— Меньше заглядывайте в Интернет. Это такая помойка! Там часто пишут абсолютную неправду. Мы сидели в ресторане в гостинице, в которой жили. Рядом с террасой прошла парочка — мужчина и женщина, которая была завернута в украинский флаг. Они к нам прицепились: мол, зачем вы Крым захватили? Я им слова не сказал. Все остальные тоже промолчали. Официант их прогнал. А потом они вернулись. После чего раздули историю. Эта дама вызвала полицию и заявила, что я ее толкнул. Но даже стражи порядка увидели, что это просто два идиота, с которыми никто не хочет общаться.
— Недавно в Киеве персонами нон грата объявили Иосифа Кобзона, Ивана Охлобыстина и Михаила Задорнова. А вы въездной в самостийную?
— Не знаю, но, думаю, на Украину меня точно не пустят. Можете в этом не сомневаться. Но я даже не пытаюсь. Хотя обидно, что нельзя съездить. Ни в Киев, ни в Харьков, ни в Одессу. Я ведь заслуженный деятель искусств Украины. Раньше часто там снимал. А сейчас работаю на "Мосфильме". Еще мне нравятся киноэкспедиции. Одна из них как раз была в Таллин. Все было бы прекрасно, если бы не собачий холод. Весь июнь я проходил в трех свитерах и двух теплых куртках.
— Кстати, у нас до сих пор работает Рижская киностудия. Еще в советские времена построены три больших павильона. Никогда не возникало желания снять что–нибудь в Латвии?
— Сейчас с Ригой трудно иметь отношения. Потому что не знаешь, что будет завтра. Арендуешь помещения и аппаратуру, а завтра ваш министр скажет, что этому артисту въезд воспрещен. И что мне прикажете делать? Я слышал о том, что на "Новую волну" не пустили Кобзона, Валерию и Газманова. Конечно, это решение несерьезное и безответственное. Я уже не говорю о том, что это просто непорядочно. Чего он, этот министр, добился? Ну, будет "Новая волна" в другом месте. Кто от этого проиграет?
— Ваш прогноз: как будут развиваться события на Украине?
— Я не обладаю полной информацией. Думаю, даже Путин не сможет точно ничего сказать. Лично у меня ощущение, что до теплых дней войны не будет, а потом — обязательно…
27 ноября 2014. №48