Пока правонарушитель находится под контролем службы пробации – он редко когда решается снова приступить закон. Лишь в 2%. А вот когда он снимается с учета – процент этот растет, как на дрожжах.
«Среди правонарушителей в возрасте до 18 лет процент тех, кто повторно нарушает закон намного выше, чем в других возрастных группах. Оно и понятно. В этом возрасте человек как раз формируется как личность и если что-то в его жизни пойдет не так – вероятнее всего это с ним и останется», - сообщил представитель службы пробации Янис Ницманс.
Именно потому очень важно с самого раннего возраста заложить в молодого человека правильные ориентиры, отмечает он. Работники службы пробации тут не самые лучшие помощники – правонарушители воспринимают их как представителей карательного органа и не доверяют. А вот простые люди тут могли бы очень помочь, решили в службе и запустили уникальный проект, в рамках которого обучили 70 добровольцев. Они и будут учителями и советчиками для молодежи, сбившейся с пути истинного.
«Работы наших профессионалов – недостаточно. Большинство наших клиентов – из неблагополучных семей, где проблемы с алкоголем, с законом. И друзья у них такие же, как правило. У них нет возможности вырваться из этого замкнутого круга. Они не видят других сценариев жизни. Потому нам нужна помощь добровольцев – людей из совмем другого круга. Они как раз помогут увидеть эти другие сценарии. Они как раз станут помощниками в бытовой жизни – научат как можно по-другому решать конфликты, как можно проводить свое свободное время. Речь идет не только об учебе. Главное – они будут обеспечивать нашим клиентам эмоциональную поддержку. Это то, чего им больше всего не хватает», - объяснил Ницманс.
Несмотря на то, что категория лиц, с которым добровольцы должны работать, мягко говоря, не простая, инетерс со стороны общества к этой работе был достаточно велик. В обмен на обучение, покрытие расходов на дорогу и запись в CV менторами решили стать уже 70 человек.
«У меня в молодости бывало по всякому. Меня не судили, но я знаю, что это такое – во всяких кругах общалась. И я знаю, что молодежи очень трудно – это самый сложный период, когда не сформировались ни ценности, ни цели, ни понимаени жизни. И помочь некому. У сложных подростков такие же сложные семьи. Там они эту помощь не найдут. Потому я подумала, почему бы мне не стать этим помощником», - рассказала один из менторов – Линда.
Линда уже приступила к работе. Ее подопечные двое молодых людей – 17 и 19 лет. Что они натворили – она даже не знает. Говорит, это и не важно. Ее задача – научить их посмотреть на жизнь с другого ракурса и она всячески стремится этого достичь.
«Мы ездим в бассейн, ходим на разные мероприятия. Каждый раз ищем для наших встреч какие-нибудь интересные места. Они видят, что жизнь намного многограннее, чем они думали. Я это вижу. Потому что сейчас они уже сами начинают планировать наши встречи. И, возможно в дальнейшей жизни они уже не пойдут вечером пить пиво и щелкать семечки на скамейке, а отправятся к примеру в бассейн», - рассказала о своей новой деятельности Линда.
Имантс всю жизнь работает с детьми. Занимается неформальным образованием. Когда узнал о проекте – пошел не раздумывая. Знал, что точно сможет помочь. Хоть в чем-то.
«Наверняка у каждого есть какие-то слова, сказанные кем-то когда-то в юности, которые периодически всплывают в голове на протяжении всей жизни. И эти слова помогают. И мы, будучи уже взрослым, тоже можем кому-то сказать такие слова», - рассказал Латвийскому радио 4 Имантс.
Имантс и Линда встречаются со своими подопечными дважды в месяц. И проводят вместе по 4 часа. Это – единственное условие службы пробации. В остальном, как именно работать с молодыми преступниками – они решают сами. Так же как и преступившие закон самостоятельно решают – нужен ли им такой ментор или нет. Такого рода помощь Служба пробации им не навязывает.