На вопросы "ВЕСТЕЙ" отвечает заведующая кабинетом функциональной диагностики — кардиолог и очень опытный диагност Елена МИРОНОВА.
Традиции профессора Юлия АНШЕЛЕВИЧА
— Дорогая доктор, если не ошибаюсь, вы работали вместе с профессором–кардиологом Юлием Аншелевичем?
— Да, повезло: мне посчастливилось поучиться у этого великого доктора… 1–я Рижская больница была открыта более 200 лет назад — еще в 1803 году. С первых дней здесь принимали и лечили людей разного достатка, в том числе с инфарктами и инсультами. Традиции в этом смысле просто вековые. Долгие годы центром кардиологии больницы руководил профессор Юлий Вульфович Аншелевич — человек–легенда, заложивший свою школу и вырастивший армию последователей.
Сегодня мы просто счастливы, что наша больница предлагает самый широкий спектр современных диагностических, лечебных и реабилитационных услуг — причем как в поликлинике, так и в дневном стационаре. Важно, что клиника, любимая рижанами, наверное, уже пяти поколений, сохранила вековые традиции: время между назначением врача, диагностикой и полным диагнозом больного сведено к минимуму. А лечение — на совесть.
Взять хотя бы наш кабинет функциональной диагностики — на данный момент он оснащен самой современной медицинской аппаратурой, о какой только может мечтать врач…
Алгоритм современной диагностики
— Расскажите, как вы проверяете сердце?
— Обследование начинается с общения пациента с врачом. Доктор выясняет, какие жалобы есть у пациента: на одышку, боли в сердце, приступы аритмии, подъем давления и другие. Врач оценивает ситуацию и определяет, какие исследования требуются данному пациенту и как в перспективе решать проблему.
Одно из первичных обследований сердца — обычная электрокардиограмма, абсолютно безвредная процедура. Это по–прежнему широко применяемая методика, которая не потеряла значения за 100 лет существования!
Если же обычная электрокардиограмма не выявляет серьезных изменений, а у человека есть жалобы на боли в сердце, на помощь приходит велоэргометрия. Это специальный тест на велоэргометре, когда пациент получает физическую нагрузку, в момент которой ведется контроль артериального давления и записывается кардиограмма. В случае, если у пациента появляются боли во время этого теста или типичные изменения на кардиограмме, необходимо дальнейшее обследование — коронарография.
Коронарографию тоже можно провести в нашей больнице. Возможно также неинвазивное обследование коронарных сосудов — компьютерная ангиография.
Если больного мучают приступы аритмии, бывают "неясные" обмороки, мы можем проводить мониторинг электрокардиограммы сутки или двое — на небольшое переносное устройство. Исследование называется холтеровским мониторингом. Всегда очень важно знать, какого характера наблюдаемая аритмия, ее продолжительность, частота или, наоборот, может быть, фиксируются эпизоды остановки сердца.
В последнее время появились также дополнительные возможности анализировать вариабельность, турбулентность ритма, что очень важно для больных с риском внезапной смерти. При выявлении такой патологии дорога пациента часто ведет к специалистам — аритмологам…
Эхокардиография нового поколения
— Конечно, обследование сердца невозможно также без эхокардиографии, — продолжает д–р Миронова. — 1–й Рижской больницей приобретен еще один новый ультразвуковой GI Vivid 9 с 4D–зондом (аппарат последнего поколения).
Эхокардиография — это исследование при помощи ультразвука. Метод очень информативен, неинвазивен и абсолютно безвреден. Эхокардиография позволяет выявить анатомические особенности строения сердца, произвести замеры его физиологических параметров. Мы можем увидеть работу клапанов, проследить за продвижением крови по камерам сердца и оценить качество сократительной способности миокарда. Метод позволяет диагностировать врожденные и приобретенные пороки сердца, а также такие заболевания, как кардиопатия, выявить причины сердечной недостаточности. Метод очень эффективен при диагностики инфаркта миокарда.
В некоторых случаях, когда необходима дополнительная информация, мы прибегаем к эхокардиографии через пищевод. Эта процедура так же неопасна, как и предыдущая, хотя менее комфортна. Этот метод помогает оценить состояние клапанов или протеза, место прикрепления опухоли, определить мелкие тромбы в полостях сердца при аритмии.
Мы работаем в тесном сотрудничестве с кабинетом компьютерной томографии — это еще одна ступень подробнейшего исследования сердца и сосудов…
Консультация кардиолога
— Доктор, как всего много… Как ориентироваться пациенту, если надо проверить сердце?
— Кардиолог больницы, если вы запишетесь на прием (или ваш семейный врач), определит алгоритм нужной диагностики. А я и мои коллеги проведем ее лучшим образом.
Скажем, у нас есть возможность предложить пациенту суточный мониторинг давления, что подчас просто архиважно, особенно если человек уже принимает лекарства от гипертонии… Для грамотного лечения надо понять, что на самом деле происходит с пациентом: как он чувствует себя утром и что происходит с его давлением в течение дня и во сне. А привычное одноразовое измерение давления в кабинете врача не всегда отражает верную картину. Часто как бывает: человек пришел к врачу, понервничал — и у него сразу верхнее давление подскочило за 160. Если впопыхах назначить интенсивную терапию, пациенту может стать плохо… Все сложно. Поэтому часто требуется именно суточный мониторинг, что предусмотрено и европейскими рекомендациями по борьбе с артериальной гипертензией. В результате такого мониторинга мы, кардиологи, получаем красивый график, где видна вся картина. В результате рождается адекватная терапия…
Команда профессионалов
— Смотрю я на работу ваших аппаратов — просто пульт управления космическим кораблем…
— Да, и работаем мы здесь как одна команда. Скажем, наш кабинет функциональной диагностики тесно связан с компьютерной диагностикой, доплерографией — несколькими исследованиями, и полученные результаты мы дружно обсуждаем.
Если говорить о нашем дневном стационаре, важно понимать, что это возможность диагностики и лечения клинического уровня. При этом каждым человеком индивидуально занимается наш конкретный кардиолог, который его, как мы говорим, ведет. В дневном стационаре возможно сделать почти все, что и в обычной больнице, кроме тех случаев, когда пациент нуждается в круглосуточной неотложной помощи.
— Как попасть в дневной стационар 1–й Рижской горбольницы?
— В назначенный день (запись через регистратуру) надо явиться в регистратуру приемного отделения в 8.00 для оформления медицинской документации, имея при себе документ, удостоверяющий личность, полис страхования или справку о принадлежности к категории лиц, освобожденных от оплаты. Лечение в дневном стационаре и поликлинике оплачивается государством (по направлению семейного врача — все услуги только за пациентский взнос) или может быть платным. Но цены в любом случае весьма демократичны по сравнению со средними ценами в большинстве других медучреждений.
Кроме направления от семейного врача или специалиста из поликлиники с собой необходимо иметь всю предыдущую медицинскую документацию: выписки из стационаров, результаты обследований, информацию о регулярно принимаемых медицинских препаратах. Обычно пребывание в дневном стационаре длится с 8.00 до 16.00 либо дольше — по усмотрению лечащего врача. За это время проведут необходимые обследования и лечение. В дневном стационаре можно остаться и на ночь, но уже за дополнительную плату.
Тел. регистратуры дневного стационара — 67366321. Тел. поликлиники — 67366323.
Подробная информация: www.1slimnica.lv/ru/kontakti
справка "вестей"
Доктор Елена МИРОНОВА вот уже более 25 лет работает в 1–й Рижской больнице, куда пришла после окончания мединститута. Пациенты ходят за ней, что называется, вереницей. Кардиолог по призванию.
Муж тоже врач, известный инвазивный кардиолог. Младшая дочка Диана в этом году поступила в 1–ю гимназию, в седьмой класс. Девочка так много слышит от родителей о медицинских вещах, что сейчас уже всерьез размышляет: не продолжить ли семейную традицию и не стать в будущем врачом?
Доктор дружит со спортом: ходит по горам, катается на лыжах, много сил уделяет своему саду. Может, поэтому, глядя на эту молодую женщину, никогда не скажешь, что ее старшему сыну уже 30 лет, а внучке — скоро год…
Людмила ВЕВЕРЕ.
24 сентября 2015. "Латвийские вести" №38