О событиях, происходящих в политике, рассказывают кандидаты в депутаты Рижской думы Андрей Козлов и Михаил Каменецкий, а также депутат Европарламента Нил Ушаков.
- Выборы состоялись, но результаты выборов еще оспариваются через суд. В этой ситуации, кандидаты уже стали депутатами или еще нет?
Андрей КОЗЛОВ: Формально, нет. Кандидат станет депутатом только после официального утверждения выборов Центральной избирательной комиссией. А до этого времени, хоть и результаты известны, - человек остается кандидатом. Тем более, что итоги выборов оспариваются через суд, решение должно быть принято со дня на день.
В этих условиях у меня вызывает восхищение кипучая деятельность «потенциальной коалиции»: партии уже заседают в помещениях Рижской думы, приглашают «на ковер» работников самоуправления, делят друг друга на коалицию и оппозицию. Хочется спросить, вы не поторопились? Видимо, нет. У них во временной администрации «все свои», так что, можно не утруждать себя соблюдением законных формальностей.
Второе, что вызывает восхищение – деятельности отдельных СМИ. Когда надо показать вредную деятельность оппозиции, все средства хороши. Вот, например, зарплаты советников в Rīgas Satiksme. Мало того, что это давно не новость – скандалу уже года два исполнилось. Так, на то, чтобы увеличить величину дохода советников, СМИ умножают ежемесячный доход до уплаты налогов сначала на 12 месяцев, затем, на 10 лет.
Итого, из человека, получающего среднюю зарплату в стране, человек, в глазах общественности, «взлетает» до уровня благосостояния среднего олигарха. А давайте умножим на 100 доход премьер-министра или президента, например. Думаю, цифры будут еще более внушительными. Вот только лояльные власти СМИ вряд ли будут этим заниматься…
- Говоря об итогах муниципальных выборов, кандидат Олег Буров недавно выразил недовольство их результатами. При этом, он сохраняет активность в СМИ…
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Насчет активности могу сказать так: широко известен факт, когда обезглавленная курица еще какое-то время бегает по двору. Учитывая, словоохотливость г-на Бурова, точнее сказать, словесное недержание, огромное количество людей знают, какие у него спонсоры из числа банкиров и строителей и других прочих.
И что все, кто его поддержат – и спонсоры, и избиратели – они могут быть абсолютно уверены в том, что их интересы в Рижской думе будут соблюдены тем же Буровым, который всегда будет непотопляемым, всегда будет при власти. Он повторял это огромному количеству людей…
И вот теперь – трудно себе даже представить размер взятых им обязательств. При этом, Буров в своей партии не только не избран председателем фракции, но даже заместителем председателя. Такой вот «успех».
Поэтому, говоря о политическом будущем этого господина, оно туманно и достойно сожаления. Мне почему-то кажется, что настоящий список Бурова, то есть, список людей, которых он предал, будет еще пополняться.
- Депутат Сейма Вячеслав Домбровский публично объявил о выходе из правления партии. О своих мотивах он рассказывал публично. Как ситуация представляется с вашей стороны?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Ситуация складывается интересная и комичная, когда г-н Домбровский, до сих пор являясь ликвидатором одной из партий – «Партии реформ Затлерса», выходит уже из следующей. Но, справедливость ради, хочу отметить, что, выходя из правления нашей партии, он поблагодарил нас за совместную работу. Поэтому в качестве ответного реверанса, я хотел бы пожелать г-ну Домбровскому успехов в участии уже в четвертой его политической организации.
Нил УШАКОВ: Я помню разные времена в партии. И когда мы были в полном развале с рейтингами в 2,5%, и когда мы побеждали в Риге, получая под 60% голосов. Легко быть в партии, когда все хорошо и все успешны. Несколько труднее поддерживать свою партию, когда начинается очередная чёрная полоса.
Например, у меня в жизни, так сложилось, есть только одна партия, я в ней состою уже 15 лет, и никаких других партий у меня в жизни не будет, вне зависимости о того, как будут складываться любые обстоятельства. Таких как я в нашей партии, поверьте мне, немало. Но есть, конечно, люди и с более толерантным отношением к принципам. Что поделаешь…
- Смотря за пределы Риги и Латвии, как выглядит ситуация в Европе? Действительно ли грядет экономический кризис, и что Евросоюз может сделать для его преодоления?
Нил УШАКОВ: Пандемия, нынешний экономический кризис, «Брекзит» – на самом деле, это может стать уникальной возможностью для Европы сделать рывок вперёд. Так иногда бывает, когда именно после кризисов рождается что-то новое и лучшее.
Сейчас перед Европой стоит главная насущная проблема – где найти деньги, чтобы оплатить экономические и социальные потери от вируса и «Брекзита». По самым компромиссными подсчётам, речь идёт о 750 миллиардах, которые планируется собрать и потратить на преодоление кризиса. 750 миллиардов это очень много, даже по меркам ЕС.
Просто приведу вам один пример – годовой бюджет Риги около 1 миллиарда. То есть, речь идёт о суммарном рижском бюджете за все время 800-летней истории города со времён епископа Альберта.
Как эти средства собрать? Один вариант – каждая страна начинает платить в общий бюджет больше. То есть европейцы, их дети, внуки, правнуки, возможно, правправнуки, скинутся и соберут 750 миллиардов. Понятно, что Европейский союз от этого станет слабее, а народ беднее. Европейцам вряд ли понравится, что им надо платить больше, правительства станут эгоистичнее, никакого светлого будущего у Европы не будет.
Второй вариант – это «собственные ресурсы». Так на брюссельском жаргоне называется идея общеевропейских налогов для крупных корпораций. Налог для цифровых гигантов, чьи владельцы скоро перестанут быть миллиардерами и станут триллионерами.
Google, Apple, Amazon и т.д. – корпорации, которые зарабатывают миллиарды на европейском рынке и которые не платят здесь налоги. Это один пример. Налоги, связанные с защитой среды, например, на пластиковую упаковку – это еще один пример.
И средства для общего бюджета, и меньшую помойку оставим нашим детям. Увеличение собственных ресурсов даст возможность оплатить нынешний кризис. Но при этом рядовым европейцам не придётся скидываться. А появление такого инструмента сделает ЕС значительно сильнее. Европа должна быть супердержавой, в самом хорошем смысле этого слова.
Так что выбор сейчас стоит между бедными и слабыми, и богатыми и сильными. Я выступаю за второй вариант. Его же поддерживает большинство в Европарламенте – и правые, и левые. А активнее всех за это борется наша фракция – социалисты и демократы.
Андрей Антонов.