70 лет назад столица Советской Латвии Рига была полностью освобождена от немецко–фашистских захватчиков
13 октября 1944 года — особая дата в летописи минувшей Второй мировой войны. В этот день Рига была полностью освобождена от немецко–фашистских захватчиков. Сражение на берегах Даугавы вошло в череду тех битв, которые стали прологом к Великой Победе. По случаю его 70–летия в латвийской столице отметили праздник. Правда, отшумел он незаметно для горожан, под тотальное молчание ведущих новостных порталов и национальных телеканалов. Ведь, согласно заявлениям нынешних псевдоисториков, выполняющих заказ официальной элиты, было тогда, осенью 44–го, вовсе не освобождение, а оккупация… На празднике "вне закона" побывали "ВЕСТИ".
Главными действующими лицами рижской Победы стали бойцы 130–го Латышского стрелкового корпуса. Они же были и в центре внимания нынешних юбилейных торжеств. Правда, собралось их на Братском кладбище в Риге, где покоится прах боевых товарищей, полегших на поле брани, немногим больше десятка. Не было среди них и Алберта ПАЖЕ: в самый канун юбилея прихватило сердце, и врачи настоятельно велели ему занять койку в одном из больничных стационаров. Увы, не так далеко время, когда на земле не останется ни одного из солдат минувшей войны — настоящих свидетелей тех лет…
Пять братьев, пять антифашистов
88–летний Рудолфс ЧАКАРС приехал на скорбно–поминальное торжество из Ропажи.
— Я был призван на войну в 1944–м, едва мне минуло 17, — рассказал он. — Вместе со мной против Гитлера сражались и четверо старших моих братьев — Петерис, Мартиньш, близнецы Екабс и Янис… Все выжили. Правда, я вышел из войны инвалидом: осколок снаряда изуродовал мне кисть левой руки…
Случилось это под Кенигсбергом, на самом исходе войны. Но прежде у Рудолфа была Рижская операция, а еще раньше, в августе 44–го, — боевое крещение под Виеталвой. Именно здесь, в боях близ небольшого селения под Плявиняс, новобранец получил первое ранение. Совсем на волоске он был от того, чтобы оказаться среди тех 500 с лишним других латышских стрелков, сложивших здесь свои головы навечно.
— Так я оказался в госпитале Крустпилса, — продолжает Рудолфс. — Когда был совсем близок к выздоровлению, русские офицеры зазвали меня в свою разведроту. Им требовался боец, знавший, кроме латышского и русского, еще и немецкий…
При взятии Риги Рудолфс со своими новыми боевыми товарищами дислоцировался на подступах к городу — на берегу Лиелупе, откуда до моря рукой подать.
— Перед нами была поставлена боевая задача — отрезать отступление из Риги немецких войск, — продолжает ветеран. — А мои земляки из 130–го корпуса, считай, были соседями: заняли боевые позиции в 15 километрах от юго–восточной границы города, неподалеку от Олайне…
Свой вклад в Рижскую операцию Рудолфс оценивает скромно. По его твердому убеждению, судьба столицы решалась не здесь, а на Кишэзерсе.
— Благодаря трехкилометровому форсированию от одного берега до другого и высадке 3 тысяч советских солдат удалось сорвать планы Третьего рейха, заключавшиеся в том, чтобы сровнять с землей Ригу, — говорит ветеран. — Все стратегически важные и крупнейшие культурные объекты для этого были немцами предусмотрительно заминированы… Эх, жаль, что меня не было на той героической переправе!
Встреча через десятилетия
В рамках юбилейных торжеств подвиг наших отцов и дедов, совершенный при форсировании Кишэзерса, "повторили" их потомки (форсировать озеро 12 октября — многолетняя традиция).
На сей раз отыскалось как никогда много — около полусотни (!) — энтузиастов. Среди них "ВЕСТИ" встретили известного общественного деятеля — руководителя общества национальных меньшинств "Содружество", члена Общества блокадников Ленинграда Артура НЕВИЦКОГО.
— Мой отец — тоже Артур Невицкий — воевал артиллеристом в составе 130–го Латышского стрелкового корпуса. Ему довелось быть участником форсирования, спасшего столицу Латвии. В память о нем я почти ежегодно сажусь на один из плотов — несмотря на свой уважаемый возраст. Ведь в основном заправляют на этом мероприятии энтузиасты, которые в три раза моложе меня… А на сей раз мне, вдобавок ко всему, уготовили сюрприз. Группа молодых историков по случаю юбилея Рижской операции развернула прямо на берегу стенды с фотодокументами, посвященные историческому марш–броску советских солдат на амфибиях. Нашла на них место и пожелтевшая фотография, на которой запечатлен мой отец с другими латышскими стрелками во время одного из перекуров в Курляндском котле. Вот такая удивительная встреча — через десятилетия…
Вернисаж, бьющий без промаха
В Доме Москвы к юбилею Рижской операции открылся еще один вернисаж, напичканный фотодокументами, которые навзничь опрокидывают всяческие домыслы лжелетописцев, с ног на головы поставившие события 70–летней давности. Особенно запали в душу две публикации из газеты "Циня", вышедшие в октябре 44–го. Одна из них, датированная 21 октября, повествует о торжественном вхождении бойцов–красноармейцев латышской дивизии в столицу, которое имело место 16 октября. Цитируем:
"Сегодня весь город оделся в праздничные наряды. Уже издалека показались красные флаги. Нетерпеливые горожане вышли далеко навстречу, на шоссе, туда, где колонны готовились к шествию. Там можно было видеть людей с букетами цветов, обходивших солдатские ряды…"
Вторая публикация (от 24 октября) — о праздничном митинге, состоявшемся на Эспланаде. Он тоже был посвящен победе Риги над фашистами, и чествовали на нем опять–таки солдат–освободителей. И снова публикация исполнена на высокой мажорной ноте: на площадь идут потоки демонстрантов, она украшена флагами, которые гармонируют с золотым убранством деревьев… Всюду смех, неподдельная радость… Разве ж так встречают оккупантов?!
— За три последних года численность ветеранов Общества 130–го Латышского стрелкового корпуса сократилась почти вдвое, — сокрушается в телефонном разговоре с "ВЕСТЯМИ" Албертс ПАЖЕ, председатель общества. — Сейчас нас осталась всего лишь неполная сотня. Ветераны уходят из жизни досрочно, не выдерживая морального террора и… голода. Да–да, многие были вынуждены элементарно недоедать после того, как по прихоти официальной элиты лишились привилегий и льгот, которыми по сей день продолжают пользоваться солдаты–антифашисты во всем мире. За исключением Латвии. И это на фоне того, что солдаты Waffen SS щедро пользуются благами за счет национальной казны…
Лидер ветеранов не скрывал безмерной благодарности в адрес щедрых бизнесменов, которые выделили обществу немалые пожертвования. Из них, в частности, удалось к юбилею Риги каждому ветерану общества вручить конверт со 100 евро.
…По случаю юбилея солдаты рижской Победы собрались в Доме Москвы за щедро накрытым праздничным столом. Хозяин гостеприимных стен Юрий СИЛОВ постарался, чтобы праздник запомнился. И не только отменным угощением, но и концертом.
Посетил юбилейный банкет посол России Александр ВЕШНЯКОВ. А перед этим он в составе целой группы общественности возложил цветы и венки на мемориале Воинам–освободителям в рижском Задвинье. И принес, казалось бы, радостную весть: Пенсионный фонд России уже в ближайшее время перечислит на счета латвийских ветеранов, сражавшихся на войне в звании рядовых, пособия, предусмотренные указом президента России от 8 мая этого года. Такая материальная поддержка будет оказываться дважды в год…
справка
Прибалтийская стратегическая операция (и ее важная составляющая — Рижская операция) является одной из самых значительных побед СССР осеннего периода 1944 года: были освобождены Эстония, Литва и большая часть Латвии. Войска Ленинградского и трех Прибалтийских фронтов разгромили и блокировали в Курляндии крупнейшую группировку вермахта — группу армий "Север" и части 3–й танковой армии. С потерей Прибалтики Германия лишилась выгодного для нее военного плацдарма, с которого она могла защищать фланговыми ударами Восточную Пруссию и который обеспечивал ей свободу действий в Балтийском море…
(Цитата со стендов вернисажа в рижском Доме Москвы)
Инна ХАРЛАНОВА.
23 октября 2014. №43