По слухам, идея вернуться в Латвии к обязательной воинской повинности министру обороны Пабриксу пришла в голову еще в конце декабря — начале января, то есть еще до войны на Украине. Тогда–то глава военного ведомства и решил, что в любом случае публично заявит о своей инициативе где–то в середине лета, то есть ближе к выборам.
Любопытно, что в одном из январских интервью Пабрикс проболтался — мол, теперь он уже не столь категоричен по поводу возвращения обязательного призыва, как еще пару лет назад. Но тогда никто этой реплике министра не придал особого значения. Даже представители конкурирующих правящих партий. А зря. Будь они порасторопнее, могли бы перехватить инициативу и первыми выступить с популярной в определенных кругах идеей об обязательном призыве.
Левитс был в курсе?
Так или иначе, но, зная Пабрикса, можно предположить, что он заранее продумал всю схему — как и когда он уведомит о своей идее президента, как верховного главнокомандующего и председателя Совета по нацбезопасности, как проинформирует партнеров по коалиции, как начнет на этом строить в том числе и свою личную, и партийную предвыборную кампанию.
По неофициальной информации, Пабрикс уже озвучил свою инициативу на Совете по нацбезопасности, то есть еще до публичного заявления на пресс–конференции. Косвенно об этом свидетельствует и тот факт, что глава государства уже через час публично одобрил заявление министра обороны о реформе системы формирования национальных вооруженных сил.
Примечательно, что Пабрикс для своего сенсационного заявления о введении обязательной воинской службе выбрал день, когда он исполняет обязанности премьера — пока Кариньш в отпуске.
Метит в премьеры
Согласно сценарию Пабрикса, уже в ближайшее время объединение "Для развития–За" выдвинет его кандидатом в премьеры от данной политической силы. И в этой связи идея о возвращении срочной службы очень даже поможет "Для развития–За" — объединение переключит фокус внимания своих потенциальных избирателей с непопулярного министра здоровья Даниэла Павлютса на очень популярного Артиса Пабрикса.
Впрочем, у этой инициативы об обязательном призыве есть и свои "политтехнологические недостатки". Не будем забывать, что объединение "Для развития–За" исповедует либеральную идеологию и идея об обязательном призыве может оттолкнуть от нее часть избирателей–пацифистов.
Едва ли принудительная служба в армии является мечтой всей жизни у сторонников гей-парадов, которые тоже являются электоратом "Для развития–За".
Представители сексуальных меньшинств могут задать Пабриксу и Ко резонный вопрос: "Почему, вместо того чтобы провести через сейм закон о гражданских браках, вы выступили с инициативой об обязательном призыве?"
Не исключено, что часть избирателей "Для развития–За" отдадут свои голоса другим партиям с похожей либеральной идеологией.
Чёрт кроется в деталях
Что же касается самого предложения Пабрикса об обязательном призыве, то дьявол кроется в деталях: надо дождаться, когда будут готовы соответствующие законопроекты. Сам министр обороны путается в показаниях — мол, это, конечно, обязательный призыв, но он будет другим, чем был прежде. Что ж, увидим. Пока еще больше вопросов, чем ответов.
Так, обязательный призыв планируется ввести через пять лет. И что будет с теми мужчинами призывного возраста, которые, например, на момент запуска срочной службы — в 2027 году — будут учиться в вузе, особенно на платных отделениях. Им позволят закончить обучение — хотя бы на бакалавриате? Или им придется практически на год прервать учебу? Если же они уйдут в армию с бюджетного отделения, то им сохранят место через год?
Или в каждом вузе будет создана военная кафедра и студенты смогут пройти военную теоретическую и практическую подготовку, что называется, без отрыва от учебы и без необходимости 11 месяцев жить в казарме?
Пока известно, что отсрочку от призыва получат только те, кто обучается в школе или профессионально–техническом учебном заведении.
Еще один вопрос: не приведет ли обязательный призыв к массовому бегству мужчин от 18 до 27 лет на учебу и работу за рубеж?
В Финляндии, где все время действует система призыва, мужчин в призывном возрасте просто не выпускают из страны, пока они не отслужили. Как будет у нас? Или до 2027 года все мужчины данного возраста загодя эмигрируют?
VIP–персоны служить не пойдут?
А. Пабрикс сообщил, что у условно пацифистов будет возможность пройти альтернативную службу — по три недели в течение 5 лет. Это неплохой вариант, но может в итоге оказаться, что альтернативную службу будут выбирать большинство призывников. В этом случае идея о срочной службе не достигнет своей цели и в результате право проходить альтернативную службу сохранят лишь за теми, кто, например, не будет годен к строевой службе по состоянию здоровья.
Интересно, должны ли будут брать в руки автомат депутаты разных уровней призывного возраста, госчиновники и другие VIP–персоны? Или они получат освобождение?
Нужно ли будет проходить срочную службу полицейским, сотрудникам пожарно–спасательной службы?
По неофициальной информации, данную реформу формирования Вооруженных сил министр обороны Артис Пабрикс планирует презентовать партнерам по власти в будущий понедельник, на коалиционном совете. До конца июля она может быть рассмотрена кабмином. Не исключено, что специальный закон о введении срочной службы и пакет связанных поправок в другие законы успеет принять еще этот сейм, чьи полномочия закончатся в середине октября.