"Идея Министерства образования о начале учебы в школе с шести, а не семи лет не нова. Ее много раз озвучивали предшественники нынешного министра Карлиса Шадурскиса, а он говорил о ней еще в прошлом году, обещая ввести изменения в 2018 году, - пишет Байба Лулле в "Неаткариге".
После критики родителей проект замариновали, но в сезон отпусков опять начали проталкивать по коридорам правительства.
Тревоги психологов и родителей из-за неготовности шестилеток к школе необоснованны? Или это хитрый ход, чтобы уменьшить очереди в детские сады и хотя бы на время заполнить полупустые школы? И поскорее вытолкнуть на рынок труда новые рабочие руки, которых из-за падающей рождаемости не хватает все сильнее?
Сильнее всего тяжесть реформы ощутят родители, которым придется думать о том, как совместить свой рабочий график с учебой шестилетнего ребенка в школе, где занятия кончаются уже к обеду и они не могут забрать в районе 19 часов. Продленка? Да, но это отдельная дорогая услуга, а не норма, как в детском саду, ведь сидение ребенка в школе до 17 часов – мучение. А куда работающим родителям деть ребенка летом на три месяца?
В Европе и в мире нет единого мнения, когда лучше всего начинать учебу в школе. Но в Северных странах есть тенденция не торопиться. Еще в советское время пытались ввести обучение с шести лет, но отменили как неудачную идею.
Уже сейчас навыки чтения, письма, счета и тому подобного у шестилеток уже достаточно высоки, но их нельзя сравнить с требованиями и методикой в 1-м классе. Стоит ли усиливать напряженность учебы в самом начале, именно с шестилетними, или позже?
Повторно выдвигая этот проект, МОН требовалось дополнить его не старыми аргументами, а указаниями, что нужно сделать за год, чтобы подготовить систему и родителей к этим изменениям и успешно их ввести. Например, какие инвестиции уже сделаны в инфраструктуру, как государство поддерживает или мотивирует самоуправления заниматься этим, как переработаны учебные программы, чтобы скомпенсировать увеличение нагрузки, что сделано в обучении педагогов,чтобы мотивировать их работать по новому, методами, опирающимися не на повторение, а на сотворчество и анализ, как говорит о них само МОН?
Это легко заказать, потребовать, но труднее выполнить на практике, для этого нужна поддержка, обмен опытом, рештельность, методика. Сколько бюджетных средств выделено на подготовку среды, на реформы? Какие созданы механизмы поддержки родителей, чтобы работающие родители могли совмещать учебу шестилетки и присмотр за ним с работой?
Если одна из целей – это как можно быстрее вывести на рынок труда новые руки, которых не хватает из-за депопуляции, тогда надо сказать, что это борьба с последствиями, а не причиной проблемы – демографией, с которой все совсем печально".
27 реакций
27 реакций