Санаторий попал под антивоенные санкции и закрылся в апреле. 180 работников — все жители Латвии — были уволены. Причем, деньги у санатория есть, он готов их заплатить, но не может перечислить.
«Санаторий по-прежнему закрыт и не работает. Почти все сотрудники уволены, остались только несколько человек для охраны объекта. Санаторий пропустил курортный сезон, если бы работал, в нем остановились около 3 тысяч жителей Латвии, как всегда. Сотрудники были бы трудоустроены. Бюджет Латвии бы получил около миллиона евро. Ничего из этого на сегодняшний день – нет», — рассказал председатель правления санатория «Белоруссия» Александр Груздов.
По его словам, на данный момент ситуация катастрофическая: долги растут, задолженности перед уволенными работниками составляют 150 тысяч.
«Из-за отсутствия денег на расчетном счете санаторий не может погасить имеющуюся задолженность перед бюджетом Латвии, перед поставщиками, ну и прежде всего, перед сотрудниками, которых уволили. Сотрудники с пониманием к этой ситуации относятся. Все ждут открытия санатория, чтобы продолжать работать, однако это длится уже больше пяти месяцев, не у всех выдерживают нервы, терпение, да и жить надо. Поэтому многие и недовольны. Хотя, повторяю, вины санатория и белорусской стороны в этом нет», — продолжил Груздов.
Чтобы нормализовать ситуацию, руководство республики пошло на следующий шаг: санаторий Управлением делами президента передан в подчинение Республиканскому центру по оздоровлению и санаторно-курортному лечению. Это учреждение, которое занимается непосредственно оздоровлением населения в санаторно-курортных учреждениях Беларуси. На сегодня новый учредитель готов выделить денежные средства на погашение долга и на запуск санатория. Однако регулятор банковской деятельности, Комиссия по контролю рынка финансов и капитала наложила запрет на перечисление денег от учредителя на счет санатория.
«Хотя ранее они, в принципе, нам согласовывали определенные виды платежей, связанных с платежами в бюджет, с выплатой зарплаты, с выплатой коммунальных платежей. Куда бы мы не обращались, что только не делали, более двух месяцев назад санаторий направил письмо в ту же комиссию с изложением ситуации и с просьбой занести деньги от учредителя на счет санатория, хотя бы рассчитаться по долгам перед работниками. Это зарплаты, это отпуска. До настоящего времени никакого официального ответа не получили, ни да ни нет... Хотя никто сроки рассмотрения обращения не отменял. Так и живем», — пояснил Груздов.
Не может санаторий оплатить и долги по счетам.
«На сегодняшний день у санатория долг за газ составляет почти 100 тысяч евро, потребленный в прошлый период. Оплатить данные долги санаторий не может. Соответственно, никто не готов подключать ему природный газ к отопительной системе санатория. Отсутствие отопления в зимний период приведет к физическому разрушению санатория. Создается впечатление, что это и есть основная цель правящих кругов Латвии, тем более что в последнее время в СМИ активно обсуждается вопрос национализации санатория с целью размещения там украинских беженцев. Но если санаторий будет разрушен, то никто там разместиться не сможет», — посетовал предатель правления.
Он рассказал, что в случае открытия, санаторий готов размещать и украинских граждан — и такие попытки после закрытия учреждения были.
«В очередной раз хочу обратиться к руководству Латвии: примите разумное решение, дайте санаторию работать и выполнять свои функции», — призвал Груздов.
В свою очередь, представитель Министерства экономики Даце Бутане прокомментировала сложившуюся ситуацию: «К сожалению, мы не компетентны в этих вопросах. Как известно, зарплаты работникам разрешено перечислять, не знаем детали, поэтому точнее не могу комментировать. Разрешение производить перечисления дает Комиссия рынка финансов и капитала. Призываю вам обратиться к ним или в Министерство иностранных дел, которое отвечает по вопросам санкций. Дискуссии, чтобы перенять санаторий, происходят, но мы не можем это комментировать».