«Звучали слова — выдворение, депортация... мы говорим о гражданах третьих стран! Это — не вопрос о негражданах Латвии, это вопрос о гражданах России. Они должны соблюдать законодательство Латвии так же, как все остальные. И здесь, конечно, вопрос — как это будет решаться. Мы видим, что 8000 из этих неполных 19 тысяч уже поняли, что они должны латышский на уровень А2 сдать, они уже записались в очередь, будут сдавать экзамен и получат право на проживание в стране", - отмечает Сполитис.
Что до возможности «выдворения или депортации», говорит он, то латвийское государство должно заботиться о гражданах и негражданах Латвийской Республики, а «с вопросами о гражданах России — это к Кремлю».
«Значит, если эти люди, которые были, может быть, негражданами ЛР и приняли российское гражданство — они изменили его!
Гражданство это не нижнее белье, которое ты можешь снять и надеть другое. И если они сделали выбор в пользу российского гражданства — то вот сейчас они должны заботиться о своем выборе, они должны выучить госязык — а если не выучат, они должны поехать в Россию», — сказал Сполитис.
На вопрос ведущей передачи, можно ли вообще поставить знак равенства между лояльностью государству и знанием госязыка, Вейко Сполитис пояснил, что лояльность связана с патриотизмом:
«Я буду говорить о странах демократии, не стану говорить о диктатурах, которыми являются наши соседи за Зилупе.
Если мы говорим о лояльности — то знак равенства со знанием языка, я считаю, ставить нельзя, потому что у меня тоже сосед гражданин России, мы с ним разговариваем и на латышском, и на русском, проблем никаких нет! На бытовом уровне я вообще проблем не вижу», - отметил он.
В передаче прозвучало, что в Латвии граждан РФ с постоянными ВНЖ насчитывается намного больше, порядка 50 тысяч — однако требование подтвердить владение госязыком предъявили лишь бывшим гражданам и негражданам Латвии из их числа. Не секрет, что многие из этой категории населения меняли гражданство из-за того, что в Латвии пенсионный возраст был повышен — а с гражданством РФ женщины могли выйти на пенсию уже в 55 лет, мужчины — в 60. Теперь люди из этой группы говорят, что ощущают себя наказанными.
Вейко Сполитис уверен, что теперь эта группа людей — предмет забот соседнего государства:
«Вот у меня или у вас нет российского гражданства, а они вместо статуса негражданина выбрали статус гражданина РФ. Но здесь — Евросоюз, здесь не Россия, а Латвийская Республика. У нас есть граждане и неграждане (хорошо, что институт негражданства мы закончили — уже три года как дети не рождаются новыми негражданами, и все могут стать гражданами Латвии).
Всё просто: мы должны заботиться о гражданах и негражданах ЛР и внедрять наших неграждан в наше общество. А то, что происходит с россиянами — это вопрос к Москве».