Мировой экспорт вооружений в абсолютных значениях установил исторический рекорд. За прошлый год он вырос сразу на четверть и вплотную приблизился к отметке в 95 млрд долларов. А если учитывать и нелегальные сделки, то общая итоговая цифра окажется никак не меньше 100 млрд долларов, пишет «Эксперт». Это самый высокий результат (в постоянных ценах) с момента окончания эпохи холодной войны.
Сейчас только на Ближнем Востоке и в Северной Африке активные боевые действия с массированным применением тяжелых вооружений идут сразу в четырех странах – Сирии, Ливии, Йемене и Ираке. Всего же в мире насчитывается с десяток крупных вооруженных конфликтов и география боевых действий расширяется.
Беднеющие покупатели
Французам всё же удалось продать "Рафали" Индии.
Первое место по фактическому объему оружейного экспорта традиционно занимают США. Эта страна поставила в прошлом году на внешний рынок различной продукции военного назначения почти на 42 млрд долларов против 32 млрд долларов в 2014 году. Главными покупателями американской военной техники уже много лет подряд выступают нефтяные монархии Персидского залива, страны НАТО, а также Австралия, Япония и Южная Корея. На них приходится едва ли не три четверти всех поставок.
По итогам прошлого года Россия экспортировала оружия в общей сложности на 15,2 млрд долларов. Это всего лишь на 200 млн долларов (1,5%) больше чем в 2014 году. И понятно почему. У России слишком узкая география продаж и совсем небогатые клиенты. Основные поставки нашей военной техники приходятся сейчас на восемь стран -- Индию, Китай, Ирак, Вьетнам, Египет, Венесуэлу, Сирию и Казахстан. Кроме того, заметные партии вооружений приобретают в России Бангладеш, Алжир, Уганда и ряд латиноамериканских стран.
Так, например, в Индию в прошлом году Россия поставила финальную партию машинокомплектов для сборки Су-30МКИ, а также готовые корабельные истребители МиГ-29К и многоцелевые вертолеты.
Но при этом надо понимать, что Индия и Китай давно делают ставки не на закупки, а на развитие собственного ВПК. Это относится не только к современным истребителям или системам ПВО, но и, например, к всевозможным средствам радиоэлектронной борьбы.
Что же касается таких стран как Венесуэла, Белоруссия и Бангладеш, то их доходы из-за финансового кризиса резко сократились и сейчас они приобретают наше оружие с большими скидками и в основном в кредит.
Несмотря на всё это Россия заняла второе место в мире по объему военных поставок. Но вот удержать егобудет крайне тяжело. При определенных обстоятельствах она может пропустить вперед Францию. Эта страна в прошлом году экспортировала оружия почти в два раза меньше, чем Россия. Всего на сумму около 8 млрд долларов. Но при этом французы подписали целый ряд новых крупных контрактов, в том числе с Египтом, Катаром и Кувейтом, что позволило им увеличить портфель заказов почти на 17,5 млрд долларов.
Так, Египет приобрел у французов два больших десантных корабля типа Mistral, которые изначально предназначались России, фрегат FREMM и 24 истребителя Rafale. Точно такую же партию французских самолетов Rafale решил приобрести и Катар. Кроме того, месяц назад Франция подписала многострадальный контракт с Индией на поставку 36 истребителей Rafale на сумму не менее 3 млрд долларов.
Ни истребителей ни фрегатов
Так выглядит Т-50 - исребитель пятого поколения.
В начале этого года портфель оружейных заказов России не вырос, а сократился, причем сразу на 10%. Сейчас он составляет около 50 млрд долларов. Дело в том, что в прошлом году Россия не смогла подписать крупные пакетные соглашения на поставку военной техники с Индией на общую сумму не менее 7 млрд долларов.
Предполагалось, что индийцы закупят у нас три новых фрегата, две дизель-электрические подлодки, около 150 бронемашин, полсотни вертолетов огневой поддержки, новую партию корабельных истребителей для своего нового авианосца и другую сопутствующую технику. Но самые главные надежды у нас связывали с контрактом на опытно-конструкторские работы по совместному созданию истребителя пятого поколения FGFA.
Напомним, что Россия и Индия завершили первый этап работ над этим самолетом и утвердили аванпроект нового истребителя. Но дальше продвинуться не смогли. Изначально планировалось, что каждая из стран инвестируют в этот проект по 5,5 млрд долларов. Но после приобретения у Франции истребителей Rafale ВВС Индии исчерпали закупочный бюджет и стали затягивать переговоры.
При этом первые два самолета пятого поколения Индия должна получить уже в 2018 году. Нет смысла говорить, что этот проект исключительно важен для России. Индия предполагает потратить на обновление парка своих ВВС не менее 20 млрд долларов в течение ближайших двадцати лет. И если проект FGFA будет пробуксовывать, то все эти деньги, скорее всего, достанутся французам с их непомерно дорогими Rafale.
Дело в том, что проект FGFA практически полностью базируется на российских технологиях, использованных при создании опытных образцов истребителя пятого поколения Т-50. Проблема, однако, в том, что Минобороны России еще в прошлом году приняло решение отложить покупку этих самолетов на 2017 год. При этом объем заказа был сокращен с 52 до 12 самолетов. А если базовая модель нового истребителя так и не принята на вооружение, то что же говорить о его экспортной версии. Ясно, что ее доработка и испытания в любом случае потребуют дополнительного времени.
Примерно также обстоят дела и со строительством для Индии новых фрегатов класса «Тальвар». Сейчас наша страна не в состоянии сделать эти корабли из-за отсутствия морских газотурбинных двигателей. Ранее эти силовые установки мы закупали на Украине на предприятии «Зоря-Машпроект». Но после смены власти в Киеве, производство этих турбин даже для иностранных заказчиков прекращено, а вся документация вывезена СБУ.
И хотя сейчас НПО «Сатурн» ведет активную работу по организации производства морских силовых установок для фрегатов и корветов на своей площадке в Рыбинске, первые турбины оно выпустит не ранее 2017 года. И то это будут лишь опытные образцы, которые еще предстоит испытать и доработать. А серийную продукцию «Сатурн» начнет делать в лучшем случае в 2018 году. Причем предназначается она не для Индии, а для фрегатов нашего ВМФ.
Но это лишь полбеды. По оценкам экспертов HIS Jane’s мировой рынок торговли военной техникой к 2020 году вырастет в полтора раза, до 150 млрд долларов. Это произойдет за счет гонки вооружений, которая сейчас разворачивается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но Россия в ней практически не участвует, так как ни новые корабли, ни истребители пятого поколения предложить не может. А раз так, то доля мирового рынка оружия, занимаемая сейчас Россией, в ближайшее время неизбежно будет снижаться.