За первые три месяца 2015 года Рижский порт обработал 10,58 миллиона тонн грузов, что на 6,7% больше, чем за соответствующий период прошлого года. И это при том, что прошлый год для Риги был рекордным, а в целом грузооборот балтийских портов в первом квартале сократился на 5,7%… Чем объясняются такие успехи столичных портовиков? Какие проблемы они решают сегодня и какие видят перспективы своей работы? Об этом мы расспросили председателя правления Рижского свободного порта, вице–мэра Риги Андриса АМЕРИКСА.
Гарантия стабильности — долгосрочные договоры
— Для начала хочу поздравить вас с успехом!
— Спасибо. Итоги первого квартала и в самом деле порадовали. По объему грузооборота Рига остается крупнейшим портом в Балтии. Это хорошая новость для всех нас, ведь порт столицы — крупнейший работодатель в стране: вместе с сопутствующими службами он дает работу 20 тысячам человек, а также вносит наибольший вклад в создание совокупного валового продукта Латвии.
Условия навигации в прошлом и нынешнем году очень схожи: зима была мягкой, Рижский залив не замерзал, так что сравнение получается корректное. А если учесть, что прошлый год для Рижского порта был очень продуктивным, то достигнутые сейчас 6,7% прироста грузооборота действительно можно считать очень хорошим результатом. Тем более на фоне значительно осложнившейся геополитической ситуации, которая, безусловно, оказала свое негативное воздействие на весь регион Балтийского моря.
— Результаты Риги выглядят особенно убедительно по сравнению с соседями. Ведь из семи портов Балтии прирост показали только два порта — Рижский и Клайпедский, у всех остальных грузооборот сократился. Причем у Таллинского порта — на целых 24%… Как Риге удается брать все новые высоты?
— Рижский порт сегодня сохраняет прирост грузооборота в первую очередь благодаря тому, что работающие в нем стивидоры имеют долгосрочные договоры по перегрузке угля. Это один из главных факторов успеха, который обеспечил прогнозируемый и ожидаемый результат.
Наибольший прирост — почти 60% — отмечен в сегменте сыпучих грузов, удельный вес которых в общем грузообороте продолжает увеличиваться. За три месяца перевалено почти 6 миллионов тонн грузов, что на 13,4% больше, чем в первом квартале прошлого года. Эта тенденция прироста сыпучих грузов в ближайшее время явно сохранится.
Среди сыпучих грузов основное место занимает каменный уголь, который Рижский порт переваливает все в большем количестве. За первые три месяца года обработано 3,94 миллиона тонн, что на 15,1% больше, чем в прошлом году.
Радует увеличение перевалки торфа (+52,3%). В отличие от большинства грузов, которые проходят через Рижский порт, это груз местного происхождения.
Положительная динамика отмечается и в отношении нефтепродуктов. Тут у нас тоже плюс, хотя и не очень значительный по сравнению с общим объемом: 1,2%. Основной вид переваливаемых нефтепродуктов — солярка.
И, конечно, еще одним важным фактором, обеспечившим прирост грузооборота, стала успешная работа терминала "Уралхим", 51% которого принадлежит российскому промышленному гиганту. Мощность этого открытого в декабре 2013 года терминала — 2 миллиона тонн, и сейчас он уже практически вышел на максимальный уровень.
— То есть надежды, которые возлагались на этот проект, полностью оправдались?
— То, что терминал принадлежит самому грузовладельцу, обеспечивает его загрузку. Рост грузооборота показывает, что для "Уралхима" Рижский порт стал серьезным опорным пунктом отправки своей продукции — минеральных удобрений — по всему миру. Этот объект укрепил позиции Риги как крупного транзитного узла в Северной Европе, что, конечно, радует.
Выстрел в ногу
— Но благополучные цифры не означают, что мы такие молодцы и все идет прекрасно. На фоне позитивного результата мы видим и тревожные вещи, — говорит председатель правления Рижского свободного порта г–н АМЕРИКС.
— Например?
— Правительство Латвии приложило серьезные усилия, чтобы поддержать соседей–конкурен
— Как это?
— Министерство земледелия Латвии значительно — в 20 раз — увеличило цены на сертификат фитосанитарного контроля для экспорта леса–кругляка. Намерения, как всегда, были благие: стимулировать обработку древесины в Латвии, чтобы увеличить количество рабочих мест, прибавочную стоимость продукта и эффективность экономики в целом.
Но это теоретически. На практике же столь резкое повышение стоимости сертификата без учета того, что происходит в Литве и Эстонии, оказалось выстрелом себе в ногу. Ведь в соседних странах стоимость фитосертификата значительно ниже, и поток древесины полностью ушел в Клайпеду, обеспечив ей прирост грузооборота. Мы же потеряли эти грузы, которые составляли 6,2% грузооборота.
Решение министерства ударило и по маленьким портам, которые не случайно называются "деревянными". Оно разрушило и ранее существовавшую разумную и экономически обоснованную схему. Пустые контейнеры, которые возвращались после доставки груза потребителю, на обратном пути заполнялись кругляком. Теперь же контейнеры в одну сторону перевозят пустыми.
Все это тем более обидно, что часть экспортируемого кругляка не латвийского происхождения, а поставляется в Ригу из других стран, в частности с белорусской биржи. Вот такой "подарок" мы получили от Министерства земледелия!
— И что, не удается убедить министерство отменить решение, снижающее конкурентоспособ
— Управление порта обращалось и в Министерство сообщений, и в Совет портов, которым руководит премьер Латвии. На днях, 15 апреля, этот вопрос снова обсуждался на совете. Министерство земледелия попросило еще полтора месяца отсрочки, и ему пошли навстречу. Это будут явно потерянные время и деньги, потому что сегодня грузы быстро перемещаются из порта в порт…
Российский фактор
— Тревогу также вызывает сокращение на 5% контейнерных перевозок, обладающих самой высокой прибавочной стоимостью, — говорит г–н АМЕРИКС.
— С чем это связано? Влияние санкций и контрсанкций?
— Да, это в чистом виде геополитика. Более 90% контейнерных перевозок, которые идут через Рижский порт, — транзитные, в основном из России. На фоне санкций и ослабления рубля уменьшилось количество закупаемых Россией товаров, а следовательно, и грузооборот Рижского порта.
— Не заметно ли со стороны России желания забрать свои грузы из латвийских портов, ведь отношения между нашими странами ухудшились?
— Цифры об этом не свидетельствуют. Объем перевалки угля увеличивается, удобрений — тоже, через Ригу активно перегружается российская солярка. Политика России направлена на увеличение экспорта сырой нефти через порт Приморск, к которому подведен нефтепровод. Из–за этого сокращается транзит сырой нефти, но в Латвии этот вид грузов перегружают только через Вентспилс, и Риги это не касается.
— Кстати, о России. Недавно российская компания "РЖД Логистика" купила 50% долей капитала латвийской компании Euro Rail Cargo, владельцами которой являются бывший министр сообщений Айнарс Шлесерс и экс–премьер Андрис Шкеле. Они собираются привлечь к Латвии новые грузы. Как вы оцениваете эти планы?
— Это, безусловно, положительное намерение, поскольку прирост грузооборота означает рост налоговых поступлений, увеличение количества рабочих мест.
Андрис Шкеле и Айнарс Шлесерс — серьезные предприниматели. Информация, которая доступна публично, свидетельствует о том, что принадлежавшая им компания LNT в прошлом году работала с минусом в 50–60 тысяч евро. Надеюсь, что в следующем году предприятию удастся выйти на прибыль.
С видом на будущее
— Как развивается проект "Русский остров"?
— Порт выполняет свое домашнее задание. Со всей ответственностью могу сказать, что будущее порта связано прежде всего с проектом "Русский остров". К концу этого года должно быть построено четыре глубоководных причала длиной 4,5 километра, на которых можно будет обслуживать все, даже самые крупные суда, которые могут войти в Балтийское море. Большой плюс состоит в том, что терминалы переедут из центра города, что улучшит экологическую обстановку.
Строительство идет по графику, без опозданий. На сегодняшний день нет никаких опасений, что этот проект может сорваться.
— Продолжается ли углубление причалов?
— За следующие два с половиной года необходимо завершить углубление фарватера для крупных судов — до 15–17 метров. Сейчас эта программа перешла на другой уровень. Углубление до 13 метров проводилось собственными силами. Для того чтобы достичь бОльших глубин, необходима специальная техника, которая на Балтийском море имеется только у пяти компаний. Конкурс на проведение работ в Рижском порту выиграла нидерландская компания. Выбрано уже 1,5 миллиона кубометров песка. Тут следует иметь в виду, что углубление фарватера требует серьезной перестройки портовой инфраструктуры, новых, более мощных кранов, электроподстанци
— Планируются ли другие инвестиционные проекты в Рижском порту?
— Сегодня во всем мире растет востребованность мороженых продуктов. Для их перевозки необходимы рефрижераторы, которых в Рижском порту не хватает уже в течение многих лет. Так что основное направление на ближайшее будущее — строительство холодильников в Рижском порту. Есть предприниматели, которые в этих проектах заинтересованы.
Второй паром
— Как развиваются пассажирские перевозки через Рижский свободный порт?
— Совсем скоро, 5 мая, начнется сезон круизных лайнеров. Уже более 60 судов подтвердили свой заход в Ригу. Это больше, чем в прошлом году, когда Ригу посетили 58 круизных судов. Планируется, что порт примет 70 тысяч пассажиров (против 60 в прошлом году).
Регулярные перевозки сегодня востребованы. За первые три месяца года Рижский порт принял 94 718 пассажиров. Заполнен и грузовой отсек парома, в котором перевозится много машин, в том числе и грузовых. Порту необходимо второе судно, которое курсировало бы по маршруту Рига — Стокгольм.
В Швецию ходит паром из Клайпеды, но его конечный пункт — город Мальме, который находится в 600 км от Стокгольма. Исходя из простого расчета, намного выгоднее проехать 300 километров по этой стороне залива, чем 600 километров по той, поэтому маршрут Рига — Стокгольм перспективен и для ро–ро–перевозок, что тоже позволит рассчитывать на прирост грузооборота. Я вел переговоры на эту тему с собственниками Тallink.
— Что же мешает запустить второй паром?
— Проблема в том, что по Балтийскому морю могут ходить только суда соответствующего уровня ледового класса. Компания уверяет, что делает все возможное, чтобы вернуть на маршрут второе судно. Уже даже была намечена дата запуска — 16 марта. К сожалению, событие в намеченные сроки не состоялось, но над этим нужно работать.
— Как бы вы оценили ближайшие перспективы Рижского порта?
— Достигнутые результаты позволяют смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Главная задача — сохранить результат прошлого года, когда Рижскому порту удалось выйти на самые высокие в своей истории показатели…
цифры
41 млн. тонн обработал Рижский свободный порт в 2014 году. Это на 15,3% больше, чем в 2013 году.
Это абсолютный рекорд — никогда ни одному из портов Балтии не удавалось достичь такого грузооборота…
845 млн. евро составят частные инвестиции в Рижский свободный порт за период с 2010 по 2020 год,
300 млн. евро инвестиции самого порта…
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ.