Комментируют депутаты Рижской думы Андрей Козлов и Михаил Каменецкий, а также депутат Европарламента Нил Ушаков.
- Мэром Риги, заручившись поддержкой партий правительственной коалиции, стал Мартиньш Стакис. Что можно сказать о первых днях его работы?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Господину Стакису сегодня не позавидуешь. Прошли голосования по мэру и трем вице-мэрам. По трем! Но ведь даже в страшном кошмаре не могло присниться, что новая коалиция, состоящая из депутатов, которые еще год назад говорили о том, что и двух вице-мэров – для Риги - много, и что это безумное расточительство бюджета, граничащее с самыми страшными преступлениями на свете, сейчас избирает трех вице-мэров. Надо понять, для чего это делается.
Три вице-мэра – это три партии, представленные в коалиции в Рижской думе, ну и партия мэра, четвертая. И, казалось бы, они могли бы сказать: «Да, мы принимаем такое решение ради стабильности коалиции». И ведь так оно и есть. Но главное – это делается не только и не столько ради стабильности думской коалиции, сколько ради стабильности коалиции в Сейме.
Но бояться им нечего. «Старшие товарищи» из правительства им сказали, что на постах вице-мэров должны быть все, даже «Новые консерваторы», пусть у них всего 4 места в думе. Демократия, как известно, дело недешевое, это часто говорят. Но вот в данном случае, кажется, обеспечение демократических принципов начинает зашкаливать.
И за эту «демократию», за стабильность коалиции, будут платить рижане. Это большие деньги – штаты сотрудников, автомобили, новые оплачиваемые рабочие места заместителей председателей комитетов. На мой взгляд, все это – нелогичная и, по нынешним временам, незаконная конструкция.
Еще один момент, мэра выдвигают партии, договорившиеся между собой в думе и в правительстве, а он соглашается быть выдвинутым и разделяет, во-многом, их установки. И, кажется, надо понимать, что если ты проголосовал за мэра, ты начинаешь нести ответственность за решения, которые под его руководством будут приниматься. И тут у меня возникает ступор!
Доблестный Русский союз Латвии тоже поддержал этого мэра! Борцы за права народа всех уровней поддержали его, вместе с «Нацобъединением» и «Новыми консерватирами»… Они, вообще, понимают, что они сделали? Если бы это сделало «Согласие», я не представляю, какие громы и молнии обрушились бы на наши головы. Ну что ж, господин Митрофанов, вы сделали свой выбор, вы несете ответственность за то, что будет делать этот мэр.
Андрей КОЗЛОВ: Я сообщу некоторые цифры. Решением думы в городе введены 16 оплачиваемых постов заместителей председателей в 8 думских комитетах. Раньше, работавшие на посту заместителей, зарплаты за эту работу не получали. Теперь, будут. Их зарплатный фонд в течение года составит около 170 тысяч евро. Плюс, в 50 тысяч в год будет обходится пост нового вице-мэра с советниками. Добавим сюда дополнительные расходы на офисных работников для бюро нового вице-мэра, расходы на транспорт и т.д.
В итоге, ежегодно сумма дополнительных расходов на увеличившийся административный аппарат ежегодно будет превышать 200 000 евро, а за пять лет работы этой думы превысит 1 миллион евро. Вот и нарушено одно из предвыборных обещаний новой коалиции – сократить расходы на административный аппарат города!
Возможно, вложить миллион в администрирование, если это принесет больший результат – оправданно. Здесь, с одной стороны, нового мэра сложно упрекнуть. Но его можно упрекнуть в том, что все делается очень поспешно.
Новая коалиция, даже не разобравшись, уже начинает проводить реорганизацию в думе. При этом, говоря о муниципальных предприятиях, заявлено, что необходимо сделать аудит, на основании которого сокращать издержки. Тогда почему новые должности на вершине муниципальной власти появляются без аудита?
Я бы хотел предостеречь г-на Стакиса, чтобы он, в погоне за желанием удовлетворить запросы своих партнеров по коалиции, не растерял доверие рижан. «Согласие» находилось в руководстве Рижской думой 10 лет. И уж точно, в первый день своей работы, и даже – на первый год, партия не производила подобные действия.
- Бюджетные деньги активно тратятся не только в Рижской думе?
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: Действительно. Принято решение о том, что 4 миллиона евро будет потрачено сейчас на улучшение имиджа Латвии. Это же чудесно! Где-то я прочел такое определение этому решению правительства: это то же самое, что тратить деньги на рекламу магазина, где запрещено делать покупки.
Больше же некуда тратить сейчас, во время экономического кризиса? Как можно вновь увеличивать бюджетные траты, и со словами «мы будем бороться с коррупцией!» тратить больше денег, чем эта «коррупция» уносит?
- Какие из недавних решений правительства или отдельных министров Вы могли бы еще отметить?
Андрей КОЗЛОВ: Меня неприятно поразила инициатива министра юстиции Борданса, который предлагает в определенной степени ограничить права журналистов. Те из них, кто не имеет специального образования (в Латвийском университете?) или некоего уровня доступа, не смогут получать доступ к определенного рода информации.
Пока из слов министра не очень понятно, насколько широко будет применяться это ограничение – это коснется лишь каких-то баз данных или же будет действовать, вообще, применительно к государственным и муниципальным учреждениям?
По моему мнению, такая норма отсутствует даже в законодательстве далеко не очень демократичных стран. Очень не хотелось бы, чтобы подобные ограничения вводились на работу журналистов, задачей которых является не только выдача позитивной информации о работе правительства, но и критики в адрес властей. Я вижу здесь очевидную попытку создания «красных линий», только уже не в политике, а в информационном поле.
- Что можно сказать о ситуации в Европарламенте? Какие решения, какие процессы могут коснуться напрямую жителей Латвии?
Нил УШАКОВ: Я не хочу говорить очень пафосно, но в Брюсселе сейчас, в эти дни и месяцы, решается даже не вопрос бюджета 2021 года, а вопрос всего будущего Латвии и Европы. Бюджет – это главный инструмент, а заодно и показатель, удастся ли Европе преодолеть нынешний кризис.
Это самый тяжелый кризис в истории Европы со времён Второй Мировой войны. Можно говорить о разных всемирных заговорах, о том, что вирус - выдумка, что с помощью масок нас будут контролировать, что нам всем скоро встроят чипы в голову. В трудные времена мы сталкиваемся с самыми разными теориями, слухами, а иногда и глупостями с провокациями…
Но. В сухом остатке: Европа, США, Китай, Россия, весь мир вокруг нас находится в кризисе. Масштаб событий и возможных перемен сопоставим с началом 90-х. И у Европы сейчас есть два сценария развития.
Первый, Европа становится намного более единой, более федеральной. Страны способны договориться о новом «плане Маршалла», вводится единый федеральный европейский долг, вводятся единые европейские налоги, на мусор, для цифровых корпораций, появляются новые формы интеграции, как, например, Европейский медицинский союз.
Сейчас есть надежда, что именно так и будет. Похоже, будет принято решение о помощи в размере 750 миллиардов евро, из которых большая часть будет даваться в виде грантов. Это очень важно. Преодолеть кризис так, чтобы за кредиты расплачивались наши внуки – это не решение проблемы. Больше грантов, меньше кредитов - это, кстати, жесткая позиция социалистов и демократов, фракции в которой я работаю.
Второй сценарий, это когда ЕС не способен договориться о общем плане. Тогда нам нужно всем в Латвии очень ясно понимать – такое развитие событий, скорее всего, приведёт к расколу ЕС на богатую западную часть и не очень богатую восточную. Кстати, среди восточноевропейских стран Латвия является одной из самых бедных. Развал ЕС станет для Латвии самой большой катастрофой, которую себе можно представить.
- Но постоянно говорят о том, что деньги, выделяемые ЕС, тратятся неэффективно…
Нил УШАКОВ: Нам в Латвии упрекать ЕС не в чем. Если деньги, которые даёт ЕС, наши политики не способны правильно потратить, то это точно не вина Брюсселя. Давайте посмотрим на индустрию туризма. 10 лет работы. В 2009 году количество туристов в Риге составило 600 тысяч, в 2019 году - около 3 миллионов.
Проделана огромная работа со всех сторон. Построены отели, рестораны, десятки тысяч рабочих мест, 4% ВВП. Тем временем предприниматели и рабочие заплатили налоги на сотни миллионов евро. Промышленности и людям сейчас нужна государственная помощь, чтобы впасть в спячку и выжить до конца пандемии. Помогло государство – во время кризиса на отрасль было выделено около 10 млн. евро. Еще раз - отрасль все эти годы платила налоги.
ЕС сейчас готовится выделить Латвии более 4 миллиардов евро на преодоление кризиса, около половины из которых даже не нужно возвращать. Хорошо, эти 4 миллиарда будут в следующем году. Но Еврокомиссия только что выделила Латвии 192 мимиллиона евро на преодоление кризиса, которые теперь можно потратить.
Есть все возможности спасти отрасль, а не высокомерно предлагать переквалифицироваться тем, кто работает в отрасли. Для того, чтобы министры переквалифицировались, сейчас в новостях пишут, что Lidl ищет новых сотрудников! Какой смысл вкладывать 250 миллионов в AirBaltic?
Куда и кого они повезут, когда после этой зимы отели обанкротятся? Однако только что поступило предложение потратить около 50 миллионов евро из этих европейских денег на строительство нового здания радио и телевидения!
Правительство Латвии и правительственные политики, а не ЕС или кто-либо еще из-за границы, уничтожили производство, от ВЭФ до сахара, а затем транзитных банков. Теперь туризм. Нам всем в Латвии сейчас надо держать кулаки, чтобы в Брюсселе политикам удалось договориться об общем плане спасения Европы.
Андрей Антонов.