И да — если мы дозволяем этим группировкам пробраться к власти, продолжает Авотиньш, то допускаем, что не мы, граждане, определяем спектр власти, а добровольно делегируем эту миссию черт знает кому. Поэтому партии в большой мере являются политическими бастардами (незаконнорожденные дети, прим. ред.)
Далее автор рассуждает о том, что 90-е годы прошлого века никак нельзя сравнить с 1918 годом. В 90-е независимость и свобода к нам пришли чересчур легко, можно сказать была «дана свыше». Ведь многие из нас так и не научились воспринимать Латвию, как самую большую ценность своей нации и главный ресурс своей выживаемости.
Как исправить эту ситуацию? Стать гражданами своей страны по существу и желать свою страну, свою нацию от самого сердца. Не так, чтобы притворяться гражданами в советском духе. Не голосовать так, как предлагают «наверху». А мобилизовать свое гражданское народное мнение. Качество нынешнего Сейма заставляет публициста думать, что до следующих парламентских выборов каждому из нас необходимо серьезно оценить качество своей гражданственности. Если мы не рассматриваем свое государство и свой народ только как предмет потребления.
По словам автора, мы сами отдалили от себя власть. И чувствуем последствия каждый день, жалуясь на социальное неравноправие, жизнь стариков за чертой прожиточного минимума, на зарплаты медиков и учителей. И мы имеем полное право строго спросить у партий — почему это свободное государство из-за вас не пережила заслуженного, убедительного роста во всех сферах общественной жизни? Может быть назовете иные причины, кроме вашего политического и социал-экономического идиотизма? Назовите! Я иных причин не вижу. Ведь власть, а не народ, все это время для вас была самоцелью. И поэтому спектр 13 Сейма демонстрирует уже крайнюю степень политического разврата.
Куда и почему исчезли «Латвийский путь», «Народная партия», «Единство»? По мнению Авотиньша, это произошло потому, что у них не было своего избирателя, своей части общества, которую они представляли бы. Справедливости ради автор признает, что в рождении этих бастардов — незаконнорожденных выродков, виноваты все мы — избиратели.