- Как вы думаете, появятся ли новые идеи о том, как должно быть устроено общество. Есть мнение, что демократия не самая лучшая форма государственного управления, но ничего лучшего пока не придумано...
- Добро пожаловать, пусть каждый, кто может построить что-то лучше, выйдет вперед! Какими были варианты, предложенные до этого? У нас даже не в одной соседней стране есть лидеры, которые считают, что могут все решать сами - просто делайте, как я говорю, и все будет замечательно. Вы видите проблему с демократией - у всех одинаковые права. В то же время демократия не гарантирует, что все одинаково умны, одинаково трудолюбивы, одинаково честны и одинаково искренни.
Скорее наоборот, в ней есть место абсолютно всем особенностям, какие могут быть у человека, полный диапазон всех тонов, полная радуга красок. Сбалансировать это в правовом обществе не так уж и просто. Мы можем прочитать стенограммы с первых заседаний Сейма после основания Латвии, и послушать нынешние дебаты, и подумать, насколько большим был или не был прогресс.
Если дать людям свободу, разнообразие мнений неизбежно и в принципе допустимы… Мир определенно продолжит меняться. У людей нет выбора – если будет нужно, придётся бежать быстрее, чем до этого.
На вопрос возможен ли капитализм с человеческим лицом экс-президент ответила так.
- Нет абсолютно никаких причин, почему капитализм не может быть социально ответственным, экологичным, способствовать устойчивому развитию, брать на себя филантропические задачи. Если в стране такая политика, что не нужно платить налоги, если капитал передается на благотворительность, любой дикий капиталист может стать диким филантропом, и все будет красиво.
... В западном мире тоже есть много ошибок, слабостей и отклонений, но по сравнению с проявлениями религиозного фанатизма и экстремизма в некоторых странах, у нас люди обычно отходят от своих религиозных конфессий и либо становятся высоко материалистичными, либо ищут индивидуальный путь духовного развития. Кстати, стоит напомнить, что исламский мир в средние века был более гуманным, чем христианство в Европе. Просвещенный ислам в средние века намного опережал то, чем он является сегодня.