«Если прямо сейчас нефть перестанет быть нужной, мы с вами станем жить на 30 процентов беднее», — сказал он. По словам Гуриева, в настоящее время ВВП России на 25-30 процентов состоит из доходов от нефти и газа (в зависимости от цен на сырье). Однако основная доля экономики состоит все же из сферы услуг. Такая же ситуация сложилась и в других странах, которые находятся на уровне развития России или богаче ее, например, в США.
По словам экономиста, в случае падения спроса на нефть и газ, Россия не превратится в бедную страну и сохранит потенциал развития в таких сферах, как сельское хозяйство, туризм, высокие технологии. Кроме того, потеря такого источника денег, как нефть и газ, может иметь положительный эффект и заставить российскую молодежь задумываться не о карьере на госслужбе или работе в нефтяной корпорации, а, например, о профессии программиста.
«Есть много стран, которые живут без нефти. Думать о том, что Россия не может прожить без нее — это расизм. Это представление о россиянах как о людях второго сорта, о людях, которые не могут работать», — сказал Гуриев.
Доля нефтегазовых доходов в бюджете России в 2018 году составила 46 процентов. При этом Минфин не включает в свою оценку поступления в бюджет от налога на прибыль нефтегазовых компаний или НДС в отрасли.